Grand Cherokee WK2 3.0 дизель – предмет ожесточённых споров на форумах. Так ли хорош этот мотор? Насколько удачными вышли детища VM Motori с индексами EXF и EXN? Что на рестайле, что на дорестайле по сути стоит один и тот же агрегат. Да, изменили форсунки, свечи накаливания, блок управления двигателем, поставили более горячий термостат и внесли ряд иных внешних изменений, но механически это один и тот же двигатель с одними и теми же артикулами запчастей. Приготовьтесь, материала будет очень много.
Обозначения
Внутри статьи будем оперировать следующими терминами:
- Technical Service Bulletin (TSB). Технический сервисный бюллетень, на который диагносты опираются при поиске неисправностей. Это такая жирная подсказка по нетипичным поломкам, выходящим за пределы обычного руководства по ремонту.
- Safety Recall. Отзывная кампания. Из названия ясно, что она в том или ином виде связана с безопасностью. Львиная доля отзывных именно по безопасности.
- Emission Recall. Редкий тип кампании, затрагивает экологическую составляющую. Сюда входят выхлоп, EGR и EVAP.
- Customer Satisfaction Notification. Отзывная только для внутреннего рынка.
- TechTip (TT). Технический совет. Внутри может быть как толковая подсказка, так и просьба перед ремонтом позвонить ответственному специалисту для уточнения деталей.
- StarCase (S). Хорошая помощь в диагностике, рассказывает о подводных камнях, сложном и неочевидном ремонте, который может быть связан с браком производства или сборки.
Перед типом документа указан модельный год автомобиля или временные рамки, в пределах которых есть пострадавшие. Увы, не везде они явно прописаны. На все документы в открытом доступе обязательно проставляем ссылки, чтобы вы могли ознакомиться с ними в оригинале. В статье собраны только значимые неисправности, всё остальное оставили за кадром, дабы не раздувать объём.
Механика двигателя
Владельцы жаловались на дрожь при движении, очень похожую на пропуски зажигания, при этом диагностика не показывала никаких ошибок. Вот условия, при которых она возникала:
- постоянная скорость в диапазоне 80-113 км/ч;
- 1600-2000 оборотов двигателя в минуту;
- при прогреве двигателя после обмерзания;
- кратковременно при переключении с 6 на 7 скорость;
- лёгкое ускорение под нагрузкой или движение под небольшим уклоном вверх;
- исчезает при резком нажатии на педаль газа или полном её отпускании.
Меняли обе ГБЦ на новые с модицифированными маслосъёмными колпачками, которые препятствовали накопления нагара на штоке клапана при малых нагрузках. 2014. TSB 09-004-17 от 17 июня 2017.
Проблемы с принудительной вентиляцией картера могут обернуться течью масла через сальники коленвала. Обычно этому сопутствуют ошибки. P04DB – Crankcase Ventilation System Disconnected и P051B – Crankcase Pressure Sensor Circuit Performance. S1618000037 от 17 июня 2016.
Рассыпается тоновое кольцо коленвала на стыке с АКПП, из-за чего вылазят ошибки по датчику положения. P0335-00 – Crankshaft Position Sensor Circuit и P0336–00 – Crankshaft Position Sensor Performance. Машина медленно разгоняется после 80 км/ч. Долгое время Крайслер обновлял ПО, чтобы автомобиль ориентировался только на показания датчика распредвала, но это костыль, а не нормальное решение. Его делали в рамках отзывных Safety Recall W58 от февраля 2021 (2014-2018).
Совсем недавно появился бюллетень, по которому наконец-то начали менять само тоновое кольцо. 2014-2018. TSB 14-008-21 от 19 августа 2021. Warranty Extension X95. 2014-2016. Safety Recall W68 от марта 2021.
Ошибки по датчику коленвала P0335-00 и P0336-00 появлялись из-за повреждённой проводки. Она перетиралась о передний кардан. S1409000011 от 16 апреля 2014.
После замены двигателя он либо вибрировал, либо не заводился. Виной тому неправильно установленное тоновое кольцо для датчика коленвала или противовес в его задней части. Возможно повреждён установочный штифт. S1509000011 от 12 сентября 2015.
Есть ещё один подвох. Новые двигатели приезжают с зафиксированным коленвалом. Не забудьте выкрутить транспортировочный болт. S1609000024 от 30 апреля 2016.
Свечи накаливания могут сломаться при откручивании и остаться в ГБЦ. Держите под рукой проникающую смазку: нанесите, подождите 15 минут и приступайте. Смажьте резьбу новых свечей высокотемпературной противозадирной смазкой. S1609000001 от 19 января 2016. Ошибки по свечам накаливания могут быть из-за плохой массой под генератором. S1818000008 от 2 февраля 2018.
На заводе перепутали опоры двигателя, возможно поставили от бензина, что привело к повышенному уровню вибрации. Замена обеих на правильные. Только для машин с 21 по 25 апреля 2015. TSB 09-004-15 от 27 июля 2015.
Была возможность доукомплектовать двигатель проводным подогревом блока двигателя. Во избежание пожара Крайслер очень подробно расписал как именно его нужно прокладывать. S1309000033 от 28 ноября 2013.
Поговорим о самом болезненном моменте. У дизеля ломает коленвал. Ситуация не уникальная, у других производителей тоже такое бывает, но есть один важный нюанс. До 2018 год коленвал существовал как отдельная позиция и его можно было купить за разумные деньги. С 2108 года его сняли с производства и теперь у владельцев остались следующие варианты:
- Взять двигатель БУ в сборе. Это кот в мешке. Были случаи, когда у владельца БУ мотор вскрывался вскоре после установки.
- Найти БУ или восстановленный коленвал. Отсутствие задиров ещё ни о чём не говорит. Полно случаев, когда на сломанном колене не было ни царапины, двигатель заводился и работал.
- Поставить турецкий коленвал. В последнее время исчез из продажи, да и хорош он был только если вы хотите собрать машину чтобы тут же её слить.
- Двигатель в сборе. Всё верно, при поломке коленвала Крайслер предписывает ставить новый лонгблок. Цена вас неприятно удивит, ещё попробуйте найти тех, кто вам его привезёт.
Хуже всего, что не однозначного ответа почему так происходит. Скорей всего тут сумма факторов: технический просчёт, ошибки при производстве, работа топливной аппаратуры, характеристики масла и залипающий клапан сброса в маслоохладителе.
Когда именно сломает и почему вопрос открытый. На одной чаше трёх-четырёхлетки с пробегом меньше 60-80 тысяч, на другой – десятилетние мастодонты, у которых давно больше трёхсот тысяч и с мотором всё в порядке. Так себе лотерея, ибо в случае проигрыша расходы составят от полумиллиона. Как оказалось, ломает не только коленвал, но даже и распредвал. Происходит это между шестерней и кулачком ближнего распредвала. Документ совсем свежий, с пылу с жару. S2109000003 от июня 2021.
Если окинуть взором возможные поломки, частоту их появления и стоимость устранения, дизель получился далеко не таким экономным, как хочется. Это системная беда Крайслера.
- Сам дизельные агрегаты не производит, только заимствует.
- Срок поддержки очень маленький, в пределах 6-8 лет.
- Техническая документация по моторам хромает на обе ноги.
- Запчасти редкие, стоят необоснованно дорого, почти все под заказ. Продавать их в три раза дороже, чем они стоят у производителя – стандартная практика концерна.
Агрегат получился очень спорным, у него есть как море поклонников, так и куча ненавистников. По-большому счёту это вопрос цены. Если озвученные выше траты вас не смущают, то почему нет?
Масляная система
Рестайл и дорестайл принципиально не отличаются, но хотелось бы акцентировать внимание на разных системах снижения токсичности выхлопа. К нам поставляли исключительно одинарную стандарта Euro 4, дотянутую максимум до Euro 5, в то время как в Штатах уже с 2014 года шла Euro 6b. А это значит, что выхлоп проходит через сажевый фильтр, катализатор, да ещё и мочевиной сдабривается. Между стандартами Евро 4 и Евро 6b девять с половиной лет разницы.
Это, кстати, одна из возможных причин, почему для разных рынков идёт разная вязкость масла. Для рынка РФ прописано масло 5W-30 с допуском MS-11106. Именно его вам выдаст официальный родной каталог, который умеет фильтровать запчасти по VIN. Для Бразилии есть документ, предписывающий лить 5W-30 в машины с 2013 модельного года. S1509000009 от 9 октября 2015.
Если в этот же каталог забить VIN автомобиля для внутреннего рынка, выпадет масло 5W-40 с допуском MS-10902 (CJ-4, ACEA E9/E7 или ACEA A3/B4). Эта ситуация актуальна на конец 2021 года. Получается парадокс. С одной стороны у нас два документа. 2016. TSB 18-087-16 от 20 июля 2016. APAC, EMEA и LATAM. 2016. TSB 18-010-17 от 21 февраля 2017. NAFTA. Оба предписывают перейти на сороковку. В общем справочном центре указана тоже она и про тридцатку вообще ни слова.
С другой стороны, официальный же каталог очень чётко по VIN разграничивает кому 5W-30, а кому 5W-40. Более густое масло идёт только в автомобили с двойной фильтрацией выхлопа. Может это совпадение, может нет, сам Крайслер уклоняется от официальных ответов. Напоминаю, что механически внутренности двигателя не отличается, вы спокойно можете поставить рестайл в дорестайл. В итоге выбор вязкости остаётся за владельцем, однозначного и правильного ответа нет. Можете подробно прочитать наши изыскания в очень подробной статье.
Раз уж мы говорим про масло, стоит упомянуть маслоохладитель, который стоит под левой ГБЦ. Через время он начинает течь. Казалось бы, переуплотни и дело с концом, но не всё так просто.
В каталоге есть только прокладка между блоком и корпусом, а прокладка между корпусом и самим охладителем отсутствует. Очень странно, так как в ранних версиях документации по ремонту она упоминалась, сейчас и эта информация исчезла с официального портала. Приходится покупать новый охладитель за много денег или собирать старый на герметик с непредсказуемым финалом.
Ещё в охладителе может накрываться противодренажный клапан, который не даёт стекать маслу из колбы фильтра на заглушенном двигателе. Если клапан не работает, при запуске короткий промежуток времени двигатель работает без должной смазки. Это особенно печально при хорошем минусе.
Датчик давления масла на охладителе срабатывает слишком поздно. Владельцы даже выводят показания с него на отдельный индикатор, чтобы вовремя отловить проблемы системы смазки. По охладителю у нас есть подробные разборы полётов: где стоит и как он устроен изнутри, включая схему движения жидкостей. По второй ссылке есть ролик, облегчающий понимание.
Масляный фильтр для Гранд Чероки 68109834AA отличается по конструкции от масляного фильтра для Додж Рам 68229402AA. У Рама в корпусе масляного фильтра есть клапан для слива масла. Если поставить фильтр от Гранд Чероки, уплотнительное кольцо сядет неплотно, из-за чего во время работы двигателя часть масла будет проходить мимо фильтра. Установка фильтра от Додж Рам в гранд Чероки никаких последствий не несёт. Актуально для ранних версий, потом на обе машины стали ставить фильтры от Рама. S1309000030 от 1 ноября 2013.
Предупреждение о замене масла появляется слишком рано. Вызвано большим количеством коротких поездок и прерванными регенерациями сажевого фильтра. В крайнем случае в системе будет висеть ошибка P1D30 – Oil Viscosity Too Low. Внутри блока управления двигателем зашит сложный алгоритм, который высчитывает вязкость масла. Нужно провести ТО и сбросить сервисный интервал, иначе есть неиллюзорный риск повредить двигатель. S1709000003 от 3 января 2017.
Указанная выше ошибка по вязкости может привести к ошибке по накоплению сажи P2463-00 – Diesel Particulate Filter – Soot Accumulation, так как регенерация отключается до момента, пока не будет сброшен сервисный интервал. S1409000012 от 10 мая 2014.
Топливная система
Не экономьте на топливных фильтрах, дешёвые заменители разбухают внутри корпуса, порой их приходится извлекать по кускам. В оригинале стоит UFI и стоит он вполне подъёмно. С нашей соляркой проще менять их каждое ТО и спокойно спать.
Двигатель глохнет или нестабильно работает на холостых? Если внутри топливных рамп, форсунок, трубок высокого давления или регуляторе давления есть металлическая пыль, под замену ТНВД и всё выше перечисленное. S1314000009 от 16 июня 2015.
Сгнивает датчик уровня топлива в правой половине бака. Приборка показывает, что в баке ещё много солярки, а на самом деле внутри пусто. Замена датчика со снятием бака. Страдает исключительно правый, левый при этом выглядит как новенький. Увы, они не взаимозаменяемые, при этом копеечный по сути датчик стоит под 200 долларов. S1414000002 от 18 марта 2014.
Гул или стук прямо под водительской дверью вызван топливными трубками. Устраняется вспененным уплотнителем. S1314000006 от 19 ноября 2013.
Ошибки P0087 и P0088 это своего рода бич. Виновниками в ней могут быть кто угодно:
- грязное или гелеобразное топливо;
- течь топливной системы или воздух в ней;
- датчик или регулятор давления топлива;
- форсунки;
- ТНВД.
Для проверки и ремонта перечисленного выше может понадобиться очень широкий карман.
Выхлоп
Сечёт прокладка на стыке выхода выхлопных газов из турбины. Замена прокладки и прижимного хомута. (посмотреть по каталогу). 2011. TSB 11-001-12 от 23 февраля 2012. Один раз приехала машина, у которой заклинило турбину из-за долгой работы на холостом ходу. Если у кого-то такое тоже было, сообщите нам, пожалуйста.
Ошибки P2463 – Diesel Particulate Filter Soot Accumulation и P2453 – Diesel Particulate Filter Differential Pressure Sensor Circuit Performance вылазят из-за проблем с проводкой на датчик дифференциального давления. S2008000063 от 30 апреля 2020.
Магистраль с мочевиной могли неправильно проложить и закрепить возле бака, из-за чего она болталась. S1425000001 от 9 января 2014. Трубка к форсунке мочевины висела слишком низко, нужно было прикрепить её к кузову, а уже к ней подвязать проводку на саму форсунку. 2014. TSB 25-004-14 от 16 сентября 2014. Сама трубка подачи гудела, пищала и скрипела. Крайслер выпустил формованный вспененный уплотнитель, который нужно засунуть под защитный экран. 2014-2016. TSB 23-023-17 от 16 мая 2017.
Соединение магистрали с форсункой мочевины получилось не очень и часто отпадало. Крайслер даже поменял производителя быстросъёмов, что отразилось на конструкции. S1325000012 от 29 января 2014. Если приборка предупреждает, что через столько-то километров машина не заведётся, а уровень мочевины в норме, проверьте трубки подачи к форсунке. Были случаи замятия в районе болтов задних верхних рычагов. S1508000197 от 2 мая 2015. S1325000004 от 3 января 2014.
У 11,5 тысяч машин зафиксировали разрушение катализаторов, что увеличивало количество вредных веществ в выхлопе. По отзывной ставили новые. 2014. Emissions Recall R69 от июля 2016.
Ошибки по турбине и блоку управления датчиками NOx появлялся из-за перетёртой проводки в районе заднего подрамника. S1508000188 от 28 апреля 2015.
U010C — Lost Communication With Turbocharger Control Module
U0074-00 — Dedicated Powertrain (D-PT) CAN Bus Off
U029E — Lost Communication With NOx Sensor Module
U02A5-00 — Lost Communication With Cargo Area Intrusion Sensor
Запах горелого на свежих машинах? Плавились наклейки со штрихкодами на выхлопной системе. Нужно было содрать их пластиковым шпателем или использовать растворитель. S1411000002 от 3 апреля 2014. S1325000011 от 19 декабря 2013. При повреждении сажевого фильтра могут полезть ошибки по катализатору, из-за чего при подобной неисправности их нужно менять в паре. S1918000014 от 17 декабря 2019.
Когда Крайслер наказали из-за некорректной работы системы выхлопа, появился сервисный бюллетень, который призывает владельцев добровольно приезжать и обновлять ПО. 2014-2015. Customer Satisfaction Notification W59 от апреля 2021. Какое-то странное разделение машин, ибо параллельно ему существует ещё два документа. 2014-2016. Emissions Recall V08 от марта 2020. 2014-2016. Emissions Recall V11 от марта 2020.
После этой отзывной некоторые владельцы жаловались на вялую реакцию педали газа в первые пять минут, пока не прогреются двигатель и выхлоп. Выпустили заплатку Customer Satisfaction Notification VA7 в апреле 2020. И это не худший вариант. Конкретно после V08 двигатель переставал запускаться, из PCM пропадал VIN, обороты зависали на 1400 оборотах и лезли ошибки по форсункам. Малоприятная ситуация с непонятными корнями. Хорошо, что всё можно было тут же поправить сканером. S1918000011 от 26 июня 2019.
И вот если вы удачно прошли отзывные V08/V11/V16/VA7, у вас появляется возможность обновить ПО блока управления двигателем в рамках Customer Satisfaction Notification W41 от июля 2020. Оно уменьшает время регенерации сажевого и позволяет чуть дольше ездить до появления ошибки P2463 по накоплению сажи.
EGR
У некоторых машин при ускорении с холостых оборотов падала мощность и загорался чек на приборке. Причём потеря мощности была кратковременной. В системе висели ошибки P0299 Turbocharger Underboost или P049D EGR Control Position Exceeded Learning Limit. Исправляется прошивкой. 2011-2012. TSB 18-019-12 от 15 июня 2012. Вылазила ошибка P0456 Exhaust Gas Temperature Sensor Circuit High Bank 1 Sensor из-за дефектного датчика EGR. S1308000033 от 29 января 2013.
Байпас охладителя EGR не работал либо из-за сломанного Т-образного пластикового тройника, либо развалившегося вакуумного актуатора. В системе будет висеть ошибка P245B-00 – EGR Cooler Bypass Control Circuit Performance. S1325000005 от 16 июня 2014.
Подтекал антифриз через шланг охладителя EGR. Как минимум 37 тысяч автомобилей на контроле. 2011-2013. Customer Satisfaction Notification P49 от февраля 2015.
Уплотнительные кольца охладителя EGR на заводе чрезмерно смазывали, из-за чего создавалась иллюзия течи антифриза. S1409000007 от 14 марта 2014. Увы, со временем эта иллюзия стала реальностью и антифриз действительно потёк. Заменой колец не обойтись, вместе с ними нужно менять и так называемые бочонки.
Охладитель выхлопных газов подвержен термической усталости. Из-за трещин пары антифриза засасывает в систему EGR с последующим его возгоранием внутри впускного коллектора. До пожара рукой подать. 2014-2019. Safety Recall W79 от марта 2021.
Охлаждение
Вообще с системой охлаждения у дизеля всё очень печально. Виноват в этом то ли состав резины патрубков, то ли внутреннее армирование. Как бы там. ни было, они безбожно разбухают и лопаются. Если вашей машине 8 лет и на неё завязана работа, лучше поменять сразу все, ибо течёт изо всех щелей.
Шланги на EGR и маслоохладитель это мелочи, куда неприятней течь патрубков турбины, но хуже всего, когда лопается под впускным коллектором. Само собой, что в наличии этих позиций скорей всего нет, да и стоят они конски дорого даже под заказ.
Довольно часто наблюдаем обильные отложения антифриза внутри расширительного бачка. Ровно это же происходит внутри всей системы. И если у двигателя достаточно толстые каналы, то радиатор печки ими похвастаться не может. Если пропустить вспышку, попадёте на его замену с разбором салона.
Если вы снимаете ГБЦ из-за перегрева или пробоя прокладки, нужно обязательно её проверить. Толщина 133 ± 0.06 мм, перепад плоскости 0,1 мм. Крайслер запрещает обрабатывать головку если она не соответствует техническим характеристикам. Только замена на новую. Понятное дело, что мотористов это не останавливает, но упомянуть стоит. S1309000018 от 29 мая 2013.
Прошивка
Крайслер выпустил обновление ПО, которое устраняет какое-то дикое количество ошибок, в основном связанных с EGR, сажевым фильтром, датчиками топливной и выхлопной системы. Список ошибок на полторы страницы. 2014. TSB 18-012-16 от 11 февраля 2016.
С первого раза всё устранить не удалось, поэтому следом выкатили ещё одно обновление. Убирали жужжание топливной системы, детонацию на холостом и при ускорении, оптимизировали работу компрессора кондиционера, регенерацию сажевого фильтра и починили залипающий круиз-контроль. 2014. TSB 18-042-16 от 15 апреля 2016.
До этих обновлений дилер на полном серьёзе менял катализатор. Естественно с нулевым эффектом. 2014. TSB 18-064-15 от 24 сентября 2015.
Стук и детонация при разгоне были вызваны заводскими калибровками блока управления двигателем. Уходили после сброса адаптаций количества топлива, но возвращались обратно по мере обучения. Исправили в очередном обновлении прошивки. S1409000015 от 2 июля 2014.
И таких обновлений было достаточное количество. Есть одно хорошее правило. Сначала онлайн проверяем версию прошивки и только потом приступаем к диагностике. Вполне возможно, что ваша проблема кроется исключительно на программном уровне.
Как видите, Grand Cherokee 3.0 дизель соткан из противоречий и способен подложить свинью. Конструктивные недостатки перемешаны с дефицитом запчастей и неоправданно высокой стоимостью на них. Владение такой машиной быстро превращает вас в самурая, у которого нет цели, только путь.