Джип, Крайслер, Додж

Как устроена турбина Джип Гранд Чероки WK2

Турбина Джип Гранд Чероки WK2 3.0 дизель

Как устроена турбина Джип Гранд Чероки? У нас появилась возможность включить мальчишеский задор и разобрать её на составляющие. Замену рассмотрели чуть раньше, сегодня покажем как работает изменяемая геометрия и турбина в целом.

Впуск и выпуск

Если очень грубо, турбина состоит из двух улиток, двух крыльчаток и общей оси. Впуск от выпуска отличить проще простого даже непосвящённому: блестящий алюминий на впуске, ржавое железо на выпуске.

Где ржавчина, там выпуск

Где ржавчина, там выпуск

Между выводами впускной части прячется мотор, отвечающий за изменение геометрии турбины.

Моторчик изменения геометрии

Моторчик изменения геометрии

Он соединяется с механизмом заслонок при помощи металлической тяги.

Тяга от мотора к механизму заслонок

Тяга от мотора к механизму заслонок

Забор выхлопа происходит напрямую через коллекторы (1 и 2), откуда он улетает в трубу (4) и частично попадает в систему ЕГР (3).

Схема движения выхлопных газов

Схема движения выхлопных газов

Берём в руки инструмент и проводим первый разбор на составляющие.

  1. Вход воздуха, подача к турбине.
  2. Выход воздуха, подача на интеркулер.
  3. Актуатор/моторчик турбины.
  4. Контуры охлаждения и смазки.
  5. Впускная улитка.
  6. Вставка турбины.
  7. Выпускная улитка.
  8. Кронштейны и крепёж.
Турбина Джип Гранд Чероки WK2 3.0 дизель

Турбина Джип Гранд Чероки WK2 3.0 дизель

Турбину сделала фирма Garrett, о чём мы будем постоянно находить свидетельства. Причём произвели её на родине мотора от VMMotori в Италии.

Улитка впускной части турбины

Улитка впускной части турбины

На впускной улитке больше нет ничего примечательного кроме заглушки на контуре выхода воздуха. Она нужна для установки датчика давления, чтобы проверить фактическое значение наддува.

Служебный порт для проверки наддува

Служебный порт для проверки наддува

К выпускной части без перчаток лучше не приближаться, сажу потом тяжело вымыть из кожи.

Выхлопная часть турбины

Выхлопная часть турбины

Вставка между улитками собрана на сквозную ось и держится за счёт гайки впускной крыльчатки.

Крыльчатка впускной части турбины

Крыльчатка впускной части турбины

Обратите внимание на форму лопаток, на выпуске всё намного проще, практически прямые линии.

Никто и не удивлён, что турбину делает Garrett

Никто и не удивлён, что турбину делает Garrett

Зато выпуск умеет изменять свою геометрию за счёт поворотных лопаток.

Поворотные лопатки турбины

Поворотные лопатки турбины

Это позволяет не только использовать турбину на максимум, но при необходимости полностью исключать её из работы двигателя.

Изменение геометрии в зависимости от положения тяги

Изменение геометрии в зависимости от положения тяги

Как видно из фотографий, крайние положения тяги находятся достаточно близко, так что к актуатору всего два требования: быстро изменять позицию и чётко попадать в нужную.

Мотор регулировки турбины Джип Гранд Чероки

Мотор регулировки турбины Джип Гранд Чероки

По старой доброй традиции мотор отдельно не продаётся и по логике производителя поставляется только в сборе с турбиной.

Мотор для Garrett делает Hella

Мотор для Garrett делает Hella

На самом деле это не так и у Garrett есть ремонтные артикулы.

Масло и антифриз

Вставка турбины объединяет в себе два контура, масляный и антифризный.

Вход масла расположен вертикально над осью вращения

Вход масла расположен вертикально над осью вращения

Подача масла расположена строго вертикально над осью турбины, узнать её можно по более мелкому сечению, чем у охлаждения.

Канал слива масла слева, охлаждения справа

Канал слива масла слева, охлаждения справа

Масляная обратка находится под осью и отклонена на 15 градусов относительно вертикали.

Трубка слива масла из турбины

Трубка слива масла из турбины

Из четырёх трубок она единственная крепится двумя обыкновенными болтами к корпусу.

Трубки смазки и охлаждения

Трубки смазки и охлаждения

Все остальные закреплены сквозными пустотелыми болтами, в качестве прокладок выступают медные шайбы.

Пустотелые болты для жидкостных магистралей

Пустотелые болты для жидкостных магистралей

В Штатах не любят точные формулировки, поэтому используют термин «banjo bolt».

Центральная вставка

Вооружаемся инструментом и проводим второй разбор на составляющие.

Регулировочное и опорное кольцо

Регулировочное и опорное кольцо

Если вы думали, что «изменяемая геометрия» это что-то сложное, спешим вас обрадовать – голая механика, в которой нечему ломаться.

Тяга управления поворотными лопатками

Тяга управления поворотными лопатками

Весь механизм собран из двух пластин, опорной и регулировочной. В первую вставлены лопатки на подвижной оси, а вторая передаёт момент от тяги сразу на все лопатки за счёт пазов, в которые они защёлкиваются.

Обратная сторона опорной пластины

Обратная сторона опорной пластины

Не взирая на пробег и сажу, внутри всё достаточно чисто.

Турбина может гнать масло не только наружу, но и внутрь

Турбина может гнать масло не только наружу, но и внутрь

Впускная часть турбины устроена чуть сложней за счёт механизма распределения смазки, однако и она не представляет из себя ничего выдающегося.

Впускная часть турбины Джип Гранд Чероки

Впускная часть турбины Джип Гранд Чероки

Как видите, турбина Джип Гранд Чероки легко разбирается и вполне ремонтопригодна. Замена на БУ имеет смысл только если вы находитесь в Москве, нужно всё сделать очень быстро и вам предлагают свежий узел за вменяемые деньги, во всех остальных лучше перебрать.

Механизм распределения масла по турбине

Механизм распределения масла по турбине

Лучше весь комплекс работ делать в одном месте, чтобы получить максимальную гарантию. Разбирать приходится много, работа не быстрая, а расходники не самые дешёвые. Если снимать и ставить турбину в одном сервисе, а ремонтировать в другом, есть вероятность не найти крайнего в случае неполадок.

6 thoughts on “Как устроена турбина Джип Гранд Чероки WK2

  1. Павел:

    А турбировать 3л бензин никто не пробовал? Что по этому поводу думают профессионалы?

    1. Денис:

      А какой смысл выжимать чахлых лошадей из малого объёма, который под это не сильно приспособлен? Проще свапнуть тот же 5.7, чем городить лишнее.

      1. Павел:

        Мне трудно судить конечно что проще… Автосервису — наверное да. куда потом девать свои 3 литра? цена двигателя очевидно выше турбины, мозги там и там шить… возможные терки с «законом» и перепродажей… Все европо-китайцы-японцы из 2х литров жмут… получается даже. были бы компрессоры — это вот точно проще всего вышеперечисленного

        1. Денис:

          Вам самому проще будет.
          1. Получите стоковое двигло без приключений и колхоза. 3.0 в гараж или на продажу. Если в гараж, то вернёте обратно перед продажей, а свап продадите, благо спрос есть.
          2. Цена двигателя с установкой будет такой же, если не меньше, как у вашей турбиной с учётом внедрения. Только выхлоп будет веселей.
          3. Малолитражные американцы не заточены под турбу, а 3.0 и 3.6 это малолитражка по американским меркам. Есть комплекты, которые можно установить, но там цифры смешные на стенде. Чтобы дуть в двигатель, туда производитель должен заложить возможность, как тот же Мустанг делает, а Крайслер – такое себе удовольствие, там иная логика.
          Я видел комплекты от разных производителей, но это в лучшем случае 5,5-6 тысяч без учёта доставки сюда. Итого бюджет убежит за миллион. Стоит ли оно того?

          1. Павел:

            Денис! Спасибо за развернутый комментарий! В нем есть проверенная логика. Просто не хочется чьего-то, возможно усталого двигателя и коробки, да еще потрошить весь салон. А КИТов на 3 литра я не видел — только на 3,6. Возможно они и подходят. Про смешные цифры на стенде — под 400 лошадей НА КОЛЕСАХ — ну честно говоря не плохо. Мне для обычной жизни и прибавка в 15-20% показалась бы достаточной. По ощущениям их и не хватает

          2. Денис:

            Пентастары 3.0, 3.2 и 3.6 одного поля ягоды. Уверен, что можно воткнуть кит от 3.6, но ПО нужно будет допиливать несколько иначе. Напишите ради интереса производителю и уточните подводные камни от подобной установки. Для свапа 5.7 потрошить салон не нужно если что 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *