Рулевая рейка Джип Компас страдает системной болезнью концерна Крайслер. Далеко не на одной машине они любят стучать на кочках в правой части. Если снять пыльник и посмотреть на вал, можно увидеть как он болтается под нагрузкой. У владельца не так много вариантов: смириться, поставить новый узел или попытаться вдохнуть вторую жизнь в старый. Давайте посмотрим на возникающие при этом особенности.
Для демонтажа рейки понадобится подъёмник. Загоняем автомобиль, сливаем жидкость гидроусилителя руля. Поднимаем, откручиваем стойки стабилизатора от амортизаторов, болт задней опоры двигателя и четыре болта подрамника. Последний перед процедурой лучше подпереть стойкой, но на голову он вам точно не упадёт – будет спокойно висеть на шаровых опорах нижних рычагов.
Откручиваем заднюю опору, оба наконечника от кулаков, болты крепления рейки к подрамнику и уносим последнюю на трепанацию. Сами тем временем проверяем трубки высокого и низкого давления, внутри которых плещется жидкость ГУР.
Обратите внимание, что трубка низкого давления должна быть соединена с контуром на петлю охлаждения пружинным хомутом как на фотографии выше. Винтовой хомут плох по двум причинам.
- Он не компенсирует температурное расширение шланга, из-за чего может его порезать, оставаясь в одной поре.
- Пружинный хомут при экстремальных условиях может соскочить. Это вроде и минус, но лучше так, чем лопнувший шланг или масло, вытекающее через сальники.
Хочется отметить правый пыльник внутреннего ШРУС. Многие владельцы напрасно волнуются, увидев следующую картину, спешат купить пыльник и поменять его. Не надо этого делать. Посмотрите чуть левей и выше. Видите выпускной коллектор? Чтобы резина пыльника не пострадал, на заводе её покрывают термозащитной смазкой. Когда течёт смазка ШРУС, центробежная сила разбрасывает её на двигатель, подрамник, рейку и всё окружающее пространство – очень характерная картина, которую тяжело с чем-то спутать. Здесь всё чисто как видите.
Раз уж мы коснулись хомутов, не лишним упомянуть, что пыльник рулевой тяги тоже не прощает вольностей. Большой хомут должен быть обжимным под диаметр 53 миллиметра, малый – пружинным, как и со шлангом.
Отдельные механики с этим не заморачиваются и используют пластиковые стяжки. Они не могут обеспечить не только фиксацию пыльника, но и его должно прилегание к поверхностям.
В итоге вода, грязь и реагенты попадают под пыльник, смешиваются со смазкой и при каждом повороте руля негативно воздействуют на сальники рейки. В какой-то момент они не выдерживают, чаще всего это происходит на парковке, когда владельцы выворачивают колёса до упора.
Если дело только в сальнике, его можно поменять и узел обретёт вторую жизнь. Увы, порой рейку настолько съедает изнутри, что её приходится либо собирать из нескольких частей, либо покупать новую.
Есть одна мелочь, которой не уделяют должное внимание. Это кольцо-проставка между тягой и корпусом рейки. В каталоге как отдельная позиция она отсутствует и идёт только в комплекте с рулевой тягой 68040224AB, причём внутри лежат сразу три штуки: жёлтая, коричневая и зелёная. В Компасе используется коричневая.
Покупать новую тягу из-за куска пластика накладно, так что можете смело брать Ford 1343075 или иной аналог, подходящий по размерам. Забавный факт: на заре этого автомобиля тяги не было в каталоге, а в сервисном мануале – инструкции по её замене. Застучала тяга? Меняйте рейку. Узнаваемая логика Крайслера.
При работе с рейкой приходится зажимать её в тиски. Делать это нужно нежно, ибо рейка может расколоться. Иногда такое происходит самопроизвольно на автомобиле.
Для безболезненного откручивания тяги от вала существует специальный зажим, однако о нём слышали далеко не все. Порой приходится наблюдать дикие картины членовредительства.
Как только рейка готова, внедряем её на место. В нашем случае мокрое пятно обусловлено вытекшей жидкостью гидроусилителя при демонтаже, но есть ещё два способа как она может тут очутиться.
В первом – текут трубки, либо из-под завальцовки, либо по резьбовому соединению. Во втором – верхний сальник вокруг вала.
Перед окончательной сборкой проверьте заднюю опору двигателя. Если сайлентблок устал, лучше сразу его поменять пока опора под рукой. В оригинале меняется опора в сборе, но за неё просят не слишком разумные деньги, так что можно обойтись сайлентблоком от Mitsubishi, что де-факто оригинал для этого автомобиля.
Перед заливкой жидкости гидроусилителя руля обязательно проверьте состояние сетки внутри бачка. После пластиковых хомутов внутри может быть полно грязи. При должном старании её оттуда легко вымыть. Учтите, что сначала воздух выгоняют руками и только потом заводят автомобиль. Если не соблюдать это правило, рискуете повредить насос ГУР.
Рейка Джип Компас далеко не самая живучая и технологичная. Если вас беспокоит стук справа, нужно искать мастерскую, которая умеет не только менять сальники, но и дорабатывать рейки, доводя их до ума. Это конструктивная беда машины, с которой сам Крайслер ничего не делает. Было несколько случаев, когда владельцы ставили новую рейку и стук на кочках возвращался через 15-30 тысяч километров. Всё сухо, никакой течи, вот только едешь как на колымаге. Под рукой нет таких специалистов? Делайте погромче музыку или не обращайте внимание – Джип это пусть самурая.