Вентилятор Гранд Чероки 3.0 CRD тесно завязан на систему гидроусилителя руля, из-за чего смущает владельцев своей непрозрачной схемой работы. С электрическим вентилятором всё понятно: вот мотор с обмоткой, вот реле, вот первая и вторая скорость, которые включаются по сигналу от блока управления двигателем. Давайте разбираться как это работает и зачем такую конструкцию придумали инженеры.
Снятие
Поднимаем капот и сразу понимаем, что у нас настоящий Джип. Один из владельцев так любил свой автомобиль, что купил буквы и приклеил их на декоративную крышку то ли для большей убедительности, то ли для лучшей проходимости.
Снимаем решётку и любуемся на бутерброд из радиаторов. Если считать изнутри наружу, они отвечают за двигатель, кондиционер, коробку, турбину и гидроусилитель руля. Сами радиаторы снимать не будем, решётку убрали для доступа к вентилятору снаружи.
Все трубки с рабочей жидкостью подходят к гидравлической части снизу. Их достаточно легко распознать и отличить, ибо разные по размерам, типу крепления и назначению. Спасибо Крайслеру за заботу.
Подставляем приёмную тару, снимаем магистрали и любуемся истекающей из них тьмой, причём в воздухе явно чувствуется запах гари.
По серым разводам в масле можно смело говорить об износе подвижных частей вентилятора, ничем иным это объяснить не выйдет.
Часть масла так и норовит вытечь мимо. Тут же посыпаем опилками и сметаем, поскользнуться и получить производственную травму плёвое дело.
Снимаем бачок гидроусилителя руля. Он крепится с двух сторон на обжимных хомутах. Судя по слою грязи, хомуты держат так себе и их нужно будет поменять.
Сливаем жидкость из радиатор с нимаем верхний патрубок радиатора. Это позволит без дополнительного разбора подкапотного пространства вынуть вентилятор в сборе. Идёт туго, но при должном уровне осторожности покидает своё лоно без повреждения окружающих элементов.
Обратите внимание на количество балансировочных грузиков-шариков. С этим вентилятором всё было плохо ещё на заводе.
Проверять состояние уплотнительных колец нет смысла, нужно сразу их менять. Вооружаемся продувочным пистолетом и нежно выдавливаем остатки грязной жидкости из системы гидроусилителя руля.
Дуть во всю Ивановскую не стоит, тщательно дозируем продолжительность воздушных инъекций.
Установка
Новый вентилятор Гранд Чероки приехал в картонной упаковке, на которой заботливый человек приклеил крупную надпись «Хрупкое», чтобы уберечь посылку от вандалов-грузчиков. Будем надеяться что они умеют читать и соблюдают правила перевозки, ибо узел совсем не дешёвый.
Обратите внимание на количество грузиков с внешней стороны вентилятора. На родном было 10 больших и 12 маленьких, а тут всего 3 маленьких. Тут как нельзя кстати поговорка «отбалансировать можно и кирпич».
Справа в нижней части крепится электромагнитный клапан, который ограничивает ток жидкости через привод вентилятора.
Внедряем конструкцию на законное место и заливаем в систему жидкость гидроусилителя руля с артикулом 68234631AA. Exist почему-то наклеил этикетку «масло моторное синтетическое», однако под ней правильная надпись Power Steering Fluid.
Внутри канистры находится прозрачная как слеза рабочая жидкость. Заполняем бачок и прокачиваем систему.
Для этого нужно подключить сканер, включить вентилятор на полную, после чего кратковременно разогнать двигатель до 3000 оборотов в минуту. Проверяем уровень по щупу, встроенному в крышку бачка гидроусилителя. На фотографии щуп ещё чумазый и не отмыт от старого масла, сделали кадр ещё на этапе разбора автомобиля.
Осталось выгнать весь воздух, замыть все места, куда попадали технические жидкости, прогреть двигатель и выравнять уровень масла и антифриза. После всех проверок аппарат можно смело выдавать.
Что ещё нашли
В процессе работы обнаружили натёртые следы на одном из резиновых патрубков.
Виной тому контакт с трубкой системы кондиционирования, которой тоже неслабо досталось.
Кто первый затеял свару тяжело сказать: то ли трубка изогнута, то ли патрубок разбух, но проложить их иначе или подогнуть не выйдет.
Самое простое решение это разрезать кусок шланга и натянуть его на трубку. За счёт свободной посадки он будет вращаться, снижая накал страстей между элементами.
Устройство и принцип работы
Отдельная благодарность владельцу, который оставил старый вентилятор Гранд Чероки нам на растерзание. Вооружаемся съёмником и стягиваем крыльчатку с вала.
На обратной стороне нас ждёт сюрприз – ещё десять больших балансировочных грузов! Вот вам и американское качество, кому-то нужно проверить либо производственную линию, либо сотрудников.
Откручиваем три болта крепления гидромодуля к пластику и четыре болта рамки.
Давайте посмотрим внимательней на магистрали. Снизу расположена внутренняя часть автомобиля, сверху – внешняя, где стоят радиаторы.
- Вход высокого давления. Легко отличить по резьбе и самому большому диаметру отверстия. Жидкость приходит сюда сразу после насоса гидроусилителя руля.
- Выход высокого давления. Трубка крепится на пружинных защёлках. Жидкость направляется в сторону рейки, откуда через радиатор попадает в бачок.
- Выход низкого давления. Резиновый шланг, обжат хомутом. Жидкость возвращаемся сразу в бачок ГУР.
Гидропривод вентилятора состоит из двух клапанов, регулирующих ток жидкости на вентилятор и рулевую рейку, и двухступенчатого геротора. По заветам Крайслера вся эта сборная солянка неремонтопригода, ибо лопасти вентилятора и гидропривод сбалансированы друг под друга, а обслуживание любого из них по отдельности нарушит этот баланс. Это ни капли не мешает ребятам в гаражах перебирать их, восстанавливать или собирать из нескольких один.
По задумке инженеров гидровентилятор был призван заменить как электрический, так и механический с приводом от двигателя, мол, это позволяет буксировать тяжелый прицеп за счёт сокращения потребления мощности как двигателем, так и электрической системой автомобиля. FCM управляет вентилятором через ШИМ и определяет необходимую скорость вращения по трём параметрам: температура антифриза, температура масла АКПП и давление в системе кондиционирования. Даже если FCM «молчит», лопасти вентилятора обычно вращаются на холостом ходу в пределах 100-500 оборотов в минуту, так как через привод всё равно протекает минимально необходимый поток масла.
Рабочая жидкость под давлением идёт от ГУР к героторам, которые приводят вентилятор в движение. После этого она делится на два потока: один уходит через контур низкого давления в бачок, второй – через контур высокого давления к рейке. Там он теряет свой запал, отправляется в радиатор и возвращается в бачок охлаждённым для нового витка. За всем этим присматривает клапан внутри гидромодуля, чья конструкция обеспечивает бесперебойную работу гидроусилителя даже если сам вентилятор выйдет из строя.
Однако будущее оказалось не таким радужным, как это казалось на бумаге в тёплых кабинетах проектировщиков, поэтому большинство современных автомобилей перешли на простую и понятную электрику, которая и стоит дешевле, и починить проще.
Ну вот, если рабочий Карлсон бешено ревет при включённом кондее, то почему медленно вращается при начавшемся перегреве двигателя в жару? Мыть радиаторы надо, а это опять снимать Карлсон!
Там достаточно много причин, ибо в системе циркулируют продукты износа гидроусилителя. Сама по себе система так себе. Хотели как лучше, а как вышло вы и сами видите.
У меня наоборот
Что именно у вас наоборот, Сергей?
Действительно, меняли жидкость вместе с рейкой в 2015 . Ладно весной масляную систему промою. У меня три года залита смесь из допуска и АТФ МВ236.14 Титан, это остатки жидкости от ежегодной замены в коробасе NAG-1!
Поставил другого карлсона, промыл-прокачал — симптомы те же. На холостых крутится потихоньку, при нагреве двигателя включается, при скидывании фишки с датчика температуры — включается, при включении кондюка — не включается. Давление растет, а он не включается. Причем на старом, после промывки ситуация была такая: заводишь, скидываешь фишку темп. датчика, вентилятор раскручивается, одеваешь фишку обратно, включаешь кондей и при повышении давления вентилятор начинает ускорятся. Заглушил — все, не включается с кондюком. А на новом вообще — снимай, не снимай фишку — не работает с кондюком ни в какую. Подскажите, люди добрые, куда копать? Лето наступает, без кондюка грустно.
Вы уверены, что в системе кондиционирования показывает верное давление?
Абсолютно. При заправке у заправщика на внешнем оборудовании показывает тоже самое.
Как решили проблему
Добрый день, джип гранд Чероки wk 2,3.0crd, с эгуром, вентилятор обычный с электродвигателем, где искать реле вентилятора, как показано в схеме в коробке с предохранителями его нет, там пусто, машина 14г.
Столкнулся с похожей ситуацией, только в моём случае у меня лопнула трубка подачи давления на муфту вентилятора.
Подскажите пожалуйста — может кто знает как найти код или есть у кого данный код по этой запчасти? Jeep Grand Cherokee (WK) 2005 дизель.
К большому сожалению в центрах СТО, не получается найти код по каталогу этой запчасти.
https://www.drive2.ru/l/625098749743474593/ комментарий/вопрос — задал на форуме