Джип, Крайслер, Додж

Вентилятор Гранд Чероки 3.0 CRD – принцип работы

Вентилятор Гранд Чероки 3.0 CRD

Вентилятор Гранд Чероки 3.0 CRD тесно завязан на систему гидроусилителя руля, из-за чего смущает владельцев своей непрозрачной схемой работы. С электрическим вентилятором всё понятно: вот мотор с обмоткой, вот реле, вот первая и вторая скорость, которые включаются по сигналу от блока управления двигателем. Давайте разбираться как это работает и зачем такую конструкцию придумали инженеры.

  1. Снятие
  2. Установка
  3. Что ещё нашли
  4. Устройство и принцип работы

Снятие

Поднимаем капот и сразу понимаем, что у нас настоящий Джип. Один из владельцев так любил свой автомобиль, что купил буквы и приклеил их на декоративную крышку то ли для большей убедительности, то ли для лучшей проходимости.

Хозяин явно любит свою машину

Хозяин явно любит свою машину

Снимаем решётку и любуемся на бутерброд из радиаторов. Если считать изнутри наружу, они отвечают за двигатель, кондиционер, коробку, турбину и гидроусилитель руля. Сами радиаторы снимать не будем, решётку убрали для доступа к вентилятору снаружи.

Снимаем решётку радиатора

Снимаем решётку радиатора

Все трубки с рабочей жидкостью подходят к гидравлической части снизу. Их достаточно легко распознать и отличить, ибо разные по размерам, типу крепления и назначению. Спасибо Крайслеру за заботу.

Трубки системы гидроусилителя руля

Трубки системы гидроусилителя руля

Подставляем приёмную тару, снимаем магистрали и любуемся истекающей из них тьмой, причём в воздухе явно чувствуется запах гари.

Сливаем гидравлическую жидкость

Сливаем гидравлическую жидкость

По серым разводам в масле можно смело говорить об износе подвижных частей вентилятора, ничем иным это объяснить не выйдет.

Масло явно с примесью металла

Масло явно с примесью металла

Часть масла так и норовит вытечь мимо. Тут же посыпаем опилками и сметаем, поскользнуться и получить производственную травму плёвое дело.

Посыпаем опилками испачканную зону

Посыпаем опилками испачканную зону

Снимаем бачок гидроусилителя руля. Он крепится с двух сторон на обжимных хомутах. Судя по слою грязи, хомуты держат так себе и их нужно будет поменять.

Снимаем бачок гидроусилителя руля

Снимаем бачок гидроусилителя руля

Сливаем жидкость из радиатор с нимаем верхний патрубок радиатора. Это позволит без дополнительного разбора подкапотного пространства вынуть вентилятор в сборе. Идёт туго, но при должном уровне осторожности покидает своё лоно без повреждения окружающих элементов.

Вентилятор Гранд Чероки сильно нуждался в балансировке

Вентилятор Гранд Чероки сильно нуждался в балансировке

Обратите внимание на количество балансировочных грузиков-шариков. С этим вентилятором всё было плохо ещё на заводе.

Трубка подачи масла после гидроусилителя

Трубка подачи масла после гидроусилителя

Проверять состояние уплотнительных колец нет смысла, нужно сразу их менять. Вооружаемся продувочным пистолетом и нежно выдавливаем остатки грязной жидкости из системы гидроусилителя руля.

Выдуваем остатки жидкости из системы

Выдуваем остатки жидкости из системы

Дуть во всю Ивановскую не стоит, тщательно дозируем продолжительность воздушных инъекций.

Установка

Новый вентилятор Гранд Чероки приехал в картонной упаковке, на которой заботливый человек приклеил крупную надпись «Хрупкое», чтобы уберечь посылку от вандалов-грузчиков. Будем надеяться что они умеют читать и соблюдают правила перевозки, ибо узел совсем не дешёвый.

Вентилятор Гранд Чероки 3.0 CRD

Вентилятор Гранд Чероки 3.0 CRD

Обратите внимание на количество грузиков с внешней стороны вентилятора. На родном было 10 больших и 12 маленьких, а тут всего 3 маленьких. Тут как нельзя кстати поговорка «отбалансировать можно и кирпич».

Узел практически в идеальном состоянии

Узел практически в идеальном состоянии

Справа в нижней части крепится электромагнитный клапан, который ограничивает ток жидкости через привод вентилятора.

Электромагнитный клапан вентилятора

Электромагнитный клапан вентилятора

Внедряем конструкцию на законное место и заливаем в систему жидкость гидроусилителя руля с артикулом 68234631AA. Exist почему-то наклеил этикетку «масло моторное синтетическое», однако под ней правильная надпись Power Steering Fluid.

Жидкость гидроусилителя руля Mopar PSF 68234631AA

Жидкость гидроусилителя руля Mopar PSF 68234631AA

Внутри канистры находится прозрачная как слеза рабочая жидкость. Заполняем бачок и прокачиваем систему.

Масло как слеза, чистое и прозрачное

Масло как слеза, чистое и прозрачное

Для этого нужно подключить сканер, включить вентилятор на полную, после чего кратковременно разогнать двигатель до 3000 оборотов в минуту. Проверяем уровень по щупу, встроенному в крышку бачка гидроусилителя. На фотографии щуп ещё чумазый и не отмыт от старого масла, сделали кадр ещё на этапе разбора автомобиля.

Щуп встроен в крышку бачка гидроусилителя

Щуп встроен в крышку бачка гидроусилителя

Осталось выгнать весь воздух, замыть все места, куда попадали технические жидкости, прогреть двигатель и выравнять уровень масла и антифриза. После всех проверок аппарат можно смело выдавать.

Что ещё нашли

В процессе работы обнаружили натёртые следы на одном из резиновых патрубков.

Натёртые следы на патрубке

Натёртые следы на патрубке

Виной тому контакт с трубкой системы кондиционирования, которой тоже неслабо досталось.

Патрубок лежал на трубке кондиционера

Патрубок лежал на трубке кондиционера

Кто первый затеял свару тяжело сказать: то ли трубка изогнута, то ли патрубок разбух, но проложить их иначе или подогнуть не выйдет.

Надеваем кусок шланга на трубку

Надеваем кусок шланга на трубку

Самое простое решение это разрезать кусок шланга и натянуть его на трубку. За счёт свободной посадки он будет вращаться, снижая накал страстей между элементами.

Устройство и принцип работы

Отдельная благодарность владельцу, который оставил старый вентилятор Гранд Чероки нам на растерзание. Вооружаемся съёмником и стягиваем крыльчатку с вала.

Снимаем вентилятор с вала

Снимаем вентилятор с вала

На обратной стороне нас ждёт сюрприз – ещё десять больших балансировочных грузов! Вот вам и американское качество, кому-то нужно проверить либо производственную линию, либо сотрудников.

На обратной стороне тоже хватает грузов

На обратной стороне тоже хватает грузов

Откручиваем три болта крепления гидромодуля к пластику и четыре болта рамки.

Откручиваем муфту от корпуса вентилятора

Откручиваем муфту от корпуса вентилятора

Давайте посмотрим внимательней на магистрали. Снизу расположена внутренняя часть автомобиля, сверху – внешняя, где стоят радиаторы.

Схема движения жидкости в муфте вентилятора

Схема движения жидкости в муфте вентилятора

  1. Вход высокого давления. Легко отличить по резьбе и самому большому диаметру отверстия. Жидкость приходит сюда сразу после насоса гидроусилителя руля.
  2. Выход высокого давления. Трубка крепится на пружинных защёлках. Жидкость направляется в сторону рейки, откуда через радиатор попадает в бачок.
  3. Выход низкого давления. Резиновый шланг, обжат хомутом. Жидкость возвращаемся сразу в бачок ГУР.
Схема движения жидкости через вентилятор

Схема движения жидкости через вентилятор

Гидропривод вентилятора состоит из двух клапанов, регулирующих ток жидкости на вентилятор и рулевую рейку, и двухступенчатого геротора. По заветам Крайслера вся эта сборная солянка неремонтопригода, ибо лопасти вентилятора и гидропривод сбалансированы друг под друга, а обслуживание любого из них по отдельности нарушит этот баланс. Это ни капли не мешает ребятам в гаражах перебирать их, восстанавливать или собирать из нескольких один.

По задумке инженеров гидровентилятор был призван заменить как электрический, так и механический с приводом от двигателя, мол, это позволяет буксировать тяжелый прицеп за счёт сокращения потребления мощности как двигателем, так и электрической системой автомобиля. FCM управляет вентилятором через ШИМ и определяет необходимую скорость вращения по трём параметрам: температура антифриза, температура масла АКПП и давление в системе кондиционирования. Даже если FCM «молчит», лопасти вентилятора обычно вращаются на холостом ходу в пределах 100-500 оборотов в минуту, так как через привод всё равно протекает минимально необходимый поток масла.

Разобранный вентилятор Гранд Чероки

Разобранный вентилятор Гранд Чероки

Рабочая жидкость под давлением идёт от ГУР к героторам, которые приводят вентилятор в движение. После этого она делится на два потока: один уходит через контур низкого давления в бачок, второй – через контур высокого давления к рейке. Там он теряет свой запал, отправляется в радиатор и возвращается в бачок охлаждённым для нового витка. За всем этим присматривает клапан внутри гидромодуля, чья конструкция обеспечивает бесперебойную работу гидроусилителя даже если сам вентилятор выйдет из строя.

Однако будущее оказалось не таким радужным, как это казалось на бумаге в тёплых кабинетах проектировщиков, поэтому большинство современных автомобилей перешли на простую и понятную электрику, которая и стоит дешевле, и починить проще.

Похожие записи

8 thoughts on “Вентилятор Гранд Чероки 3.0 CRD – принцип работы

  1. Владимир:

    Ну вот, если рабочий Карлсон бешено ревет при включённом кондее, то почему медленно вращается при начавшемся перегреве двигателя в жару? Мыть радиаторы надо, а это опять снимать Карлсон!

    1. Денис:

      Там достаточно много причин, ибо в системе циркулируют продукты износа гидроусилителя. Сама по себе система так себе. Хотели как лучше, а как вышло вы и сами видите.

    2. Сергей:

      У меня наоборот

      1. Денис:

        Что именно у вас наоборот, Сергей?

  2. Владимир:

    Действительно, меняли жидкость вместе с рейкой в 2015 . Ладно весной масляную систему промою. У меня три года залита смесь из допуска и АТФ МВ236.14 Титан, это остатки жидкости от ежегодной замены в коробасе NAG-1!

  3. Михаил:

    Поставил другого карлсона, промыл-прокачал — симптомы те же. На холостых крутится потихоньку, при нагреве двигателя включается, при скидывании фишки с датчика температуры — включается, при включении кондюка — не включается. Давление растет, а он не включается. Причем на старом, после промывки ситуация была такая: заводишь, скидываешь фишку темп. датчика, вентилятор раскручивается, одеваешь фишку обратно, включаешь кондей и при повышении давления вентилятор начинает ускорятся. Заглушил — все, не включается с кондюком. А на новом вообще — снимай, не снимай фишку — не работает с кондюком ни в какую. Подскажите, люди добрые, куда копать? Лето наступает, без кондюка грустно.

    1. Денис:

      Вы уверены, что в системе кондиционирования показывает верное давление?

      1. Михаил:

        Абсолютно. При заправке у заправщика на внешнем оборудовании показывает тоже самое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *