Выхлоп Гранд Чероки с дизельным двигателем 3.0 от VM Motori это многоступенчатая система по снижению токсичности отработанных газов. Всего существует два варианта, бюджетный и продвинутый. Первый «сливают» в страны третьего мира или государства со слабым регулированием экологии, вторую ставят на внутренний североамериканский рынок. Мы останавливались на этом в статье про выбор масла.
- Турбина (воздушная часть)
- Турбина (выхлопная часть)
- Кислородный датчик
- Верхний датчик NOx
- Датчик температуры DOC
- Diesel Oxidation Catalyst (DOC)
- Датчик температуры DPF
- Дифференциальный датчик давления
- Diesel Particulate Filter (DPF)
- Selective Catalytic Reduction (SCR) Catalyst
- Датчик твёрдых частиц (сажи)
Сразу определимся с наиболее популярными аббревиатурами. DOC – катализатор окисления дизельного топлива, DPF – сажевый фильтр, SCR – выборочное каталитическое восстановление. У всех этих элементов только одна цель – снизить количество выбросов оксидов азота NOx и сажи в окружающую среду.
Обратите внимание, что сразу после коллектора выхлоп попадает в колбу с двойным наполнением: первым принимает на себя удар катализатор (6), а за ним уже и сажевик. Катализатор уменьшает количество углеводорода HC и угарного газа CO. Их преобразование внутри DOC позволяет поддерживать высокую температуру для регенерации сажи DPF. Сажа окисляется до углекислого газа (двуокиси углерода CO2) при температуре выхлопных газов более 600 °C.
На корпусе АКПП расположен датчик дифференциального давления (1). К нему подходят две трубки до (2) и после (3) сажевого фильтра, по перепадам давления в которых выбирается стратегия регенерации.
Датчик твёрдых частиц (1) помогает системе отслеживать утечки в DPF. Он измеряет количество сажи в выхлопе и оценивает эффективность работы сажевого фильтра, передавая данные напрямую в PCM. В датчик встроен подогрев и он умеет самоочищаться.
Однако это всё цветочки и под давлением стандарта Евро 6b в цепочку внедрили ещё и выборочное каталитическое восстановление SCR. Ради интереса загляните под автомобиль и сравните свой выхлоп Гранд Чероки с тем, что приведён на схеме.
- Турбина (воздушная часть)
- Турбина (выхлопная часть)
- Кислородный датчик
- Верхний датчик NOx
- Датчик температуры DOC
- Подогрев магистрали
- Продувочный насос
- Бак с мочевиной (DEF)
- Датчик уровня мочевины
- Нижний датчик NOx
- Подогрев бака
- Selective Catalytic Reduction (SCR)
- Насос
- Датчик температуры мочевины
- Датчик качества мочевины
- Миксер
- Датчик температуры DPF
- Дозатор (инжектор)
- Diesel Particulate Filter (DPF)
- Diesel Oxidation Catalyst (DOC)
PCM отслеживает значения многослойных датчиков NOx на основе циркония, чтобы управлять системой выборочного восстановления (SCR). Верхний стоит сразу под кислородным, нижний – в самом конце ряда аж за вторым катализатором. Внутри датчика есть подогрев и три кислородных «насоса», работает он аналогично широкополосному кислородному датчику. Датчик управляет отдельный блок. Само собой, что блок и датчик калибруются как единое целое и подлежат замене вместе.
Данные с ячеек улетают в блок, тот определяет концентрацию NOx и отдаёт эти данные по CAN в PCM. Тот уже на основании полученных значений регулирует количество мочевины для восстановления NOx, отслеживает её эффективность, загрязнённость, да и в целом контролирует состояние SCR.
Выборочное каталитическое восстановление (SCR) это химическая реакция мочевины (аммиак NH3) и оксидов азота (NO и NO2) под действием тепла. На выходе должен получиться чистый азот и вода.
Форсунка (1) для мочевины стоит прямо перед катализатором SCR (3). Впрыск происходит через миксер, которым позволяет смешаться выхлопным газам с DEF. В систему встроен подогрев, чтобы исключить замерзание жидкости, а сама форсунка остывает за счёт рёбер-радиаторов и набегающего потока воздуха.
Бак с мочевиной (1) прячется над запасным колесом и прикрыт отдельной металлической пластиной. Его рабочий объём чуть больше тридцати литров.
Внутри бака стоит модуль, единственным обслуживаемым элементом которого является насос (4). Питается от четырёхконтактного разъёма (5). Два пина отведены подаче (1), оставшиеся два – продувке (2).
Кроме насоса в модуль входят подогрев (1), фильтр (2), ультразвуковой датчик уровня мочевины и датчик температуры, объединённые в одном узле (3). Модуль приварен к баку со всеми вытекающими.
Система будет предупреждать водителя по мере уменьшения мочевины в баке.
- LOW DEF REFILL SOON. Появляется на приборной панели при остатке меньше 11,5 литров.
- REFILL DEF ENGINE WILL NOT RESTART IN XXX MILES. Высвечивается при 7,5 литрах и указывает примерный запас хода автомобиля до блокировки.
- REFILL DEF ENGINE WILL NOT START. Загорается при остатке в 2,5 литра. Чтобы мотор завёлся, нужно залить хотя бы десять литров мочевины.
С одной стороны, настолько усложнённый выхлоп Гранд Чероки сулит владельцу дополнительные затраты не только на его содержание, но и замену вышедших из строя элементов. Стоят они при этом совсем не бюджетно. С другой стороны, рядом с таким автомобилем можно спокойно находиться и не бояться надышаться газами.