Джип, Крайслер, Додж

Выхлоп Гранд Чероки, сажевый фильтр и мочевина

Продвинутый выхлоп Гранд Чероки

Выхлоп Гранд Чероки с дизельным двигателем 3.0 от VM Motori это многоступенчатая система по снижению токсичности отработанных газов. Всего существует два варианта, бюджетный и продвинутый. Первый «сливают» в страны третьего мира или государства со слабым регулированием экологии, вторую ставят на внутренний североамериканский рынок. Мы останавливались на этом в статье про выбор масла.

Система снижения токсичности газов Гранд Чероки

Система снижения токсичности газов Гранд Чероки

  1. Турбина (воздушная часть)
  2. Турбина (выхлопная часть)
  3. Кислородный датчик
  4. Верхний датчик NOx
  5. Датчик температуры DOC
  6. Diesel Oxidation Catalyst (DOC)
  7. Датчик температуры DPF
  8. Дифференциальный датчик давления
  9. Diesel Particulate Filter (DPF)
  10. Selective Catalytic Reduction (SCR) Catalyst
  11. Датчик твёрдых частиц (сажи)

Сразу определимся с наиболее популярными аббревиатурами. DOC – катализатор окисления дизельного топлива, DPF – сажевый фильтр, SCR – выборочное каталитическое восстановление. У всех этих элементов только одна цель – снизить количество выбросов оксидов азота NOx и сажи в окружающую среду.

Обратите внимание, что сразу после коллектора выхлоп попадает в колбу с двойным наполнением: первым принимает на себя удар катализатор (6), а за ним уже и сажевик. Катализатор уменьшает количество углеводорода HC и угарного газа CO. Их преобразование внутри DOC позволяет поддерживать высокую температуру для регенерации сажи DPF. Сажа окисляется до углекислого газа (двуокиси углерода CO2) при температуре выхлопных газов более 600 °C.

Сажевый фильтр/катализатор

Сажевый фильтр/катализатор

На корпусе АКПП расположен датчик дифференциального давления (1). К нему подходят две трубки до (2) и после (3) сажевого фильтра, по перепадам давления в которых выбирается стратегия регенерации.

Датчик дифференциального давления

Датчик дифференциального давления

Датчик твёрдых частиц (1) помогает системе отслеживать утечки в DPF. Он измеряет количество сажи в выхлопе и оценивает эффективность работы сажевого фильтра, передавая данные напрямую в PCM. В датчик встроен подогрев и он умеет самоочищаться.

Датчик твёрдых частиц

Датчик твёрдых частиц

Однако это всё цветочки и под давлением стандарта Евро 6b в цепочку внедрили ещё и выборочное каталитическое восстановление SCR. Ради интереса загляните под автомобиль и сравните свой выхлоп Гранд Чероки с тем, что приведён на схеме.

Продвинутый выхлоп Гранд Чероки

Продвинутый выхлоп Гранд Чероки

  1. Турбина (воздушная часть)
  2. Турбина (выхлопная часть)
  3. Кислородный датчик
  4. Верхний датчик NOx
  5. Датчик температуры DOC
  6. Подогрев магистрали
  7. Продувочный насос
  8. Бак с мочевиной (DEF)
  9. Датчик уровня мочевины
  10. Нижний датчик NOx
  11. Подогрев бака
  12. Selective Catalytic Reduction (SCR)
  13. Насос
  14. Датчик температуры мочевины
  15. Датчик качества мочевины
  16. Миксер
  17. Датчик температуры DPF
  18. Дозатор (инжектор)
  19. Diesel Particulate Filter (DPF)
  20. Diesel Oxidation Catalyst (DOC)

PCM отслеживает значения многослойных датчиков NOx на основе циркония, чтобы управлять системой выборочного восстановления (SCR). Верхний стоит сразу под кислородным, нижний – в самом конце ряда аж за вторым катализатором. Внутри датчика есть подогрев и три кислородных «насоса», работает он аналогично широкополосному кислородному датчику. Датчик управляет отдельный блок. Само собой, что блок и датчик калибруются как единое целое и подлежат замене вместе.

Данные с ячеек улетают в блок, тот определяет концентрацию NOx и отдаёт эти данные по CAN в PCM. Тот уже на основании полученных значений регулирует количество мочевины для восстановления NOx, отслеживает её эффективность, загрязнённость, да и в целом контролирует состояние SCR.

Датчики содержания NOx в выхлопе

Датчики содержания NOx в выхлопе

Выборочное каталитическое восстановление (SCR) это химическая реакция мочевины (аммиак NH3) и оксидов азота (NO и NO2) под действием тепла. На выходе должен получиться чистый азот и вода.

Сажевый фильтр и катализатор

Сажевый фильтр и катализатор

Форсунка (1) для мочевины стоит прямо перед катализатором SCR (3). Впрыск происходит через миксер, которым позволяет смешаться выхлопным газам с DEF. В систему встроен подогрев, чтобы исключить замерзание жидкости, а сама форсунка остывает за счёт рёбер-радиаторов и набегающего потока воздуха.

Впрыск мочевины

Впрыск мочевины

Бак с мочевиной (1) прячется над запасным колесом и прикрыт отдельной металлической пластиной. Его рабочий объём чуть больше тридцати литров.

Ёмкость под мочевину

Ёмкость под мочевину

Внутри бака стоит модуль, единственным обслуживаемым элементом которого является насос (4). Питается от четырёхконтактного разъёма (5). Два пина отведены подаче (1), оставшиеся два – продувке (2).

Насос для подачи мочевины

Насос для подачи мочевины

Кроме насоса в модуль входят подогрев (1), фильтр (2), ультразвуковой датчик уровня мочевины и датчик температуры, объединённые в одном узле (3). Модуль приварен к баку со всеми вытекающими.

Подогрев мочевины

Подогрев мочевины

Система будет предупреждать водителя по мере уменьшения мочевины в баке.

  1. LOW DEF REFILL SOON. Появляется на приборной панели при остатке меньше 11,5 литров.
  2. REFILL DEF ENGINE WILL NOT RESTART IN XXX MILES. Высвечивается при 7,5 литрах и указывает примерный запас хода автомобиля до блокировки.
  3. REFILL DEF ENGINE WILL NOT START. Загорается при остатке в 2,5 литра. Чтобы мотор завёлся, нужно залить хотя бы десять литров мочевины.
Нет мочевины – нет зажигания

Нет мочевины – нет зажигания

С одной стороны, настолько усложнённый выхлоп Гранд Чероки сулит владельцу дополнительные затраты не только на его содержание, но и замену вышедших из строя элементов. Стоят они при этом совсем не бюджетно. С другой стороны, рядом с таким автомобилем можно спокойно находиться и не бояться надышаться газами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *