Форсунка Гранд Чероки это конечная точка на пути движения топлива. Отсюда оно либо улетит в цилиндр, либо отправится через обратную магистраль в топливный бак. Напомним, что сейчас мы говорим про дизельный трёхлитровый двигатель от VM Motori и платформу WK2. Систему подачи топлива, она же контур низкого давления, мы рассмотрели чуть раньше, а сегодня речь пойдёт про высокое давления и впрыск.
ТНВД
- Обратка.
- Высокое давление.
- Низкое давление.
- ТНВД.
- Количественный (объёмный) соленоид.
- Каскадный перепускной клапан.
- Соленоид давления топлива.
- Датчик давления топлива.
- Топливный бак.
- Топливный насос.
- Топливный фильтр.
- Рампы.
ТНВД закреплён спереди на правую головку блока цилиндров и прикрыт защитной пластиной. Единственный обслуживаемый элемент насоса это количественный соленоид. Его можно обозвать и объёмным, ибо нормального перевода термина Fuel Quantity Solenoid (FQS) на русский язык нет, всё равно получится криво. Насос приводится в движение распредвалом, чётко завязан на фазы газораспределения и способен впрыскивать топливо под давлением от 200 до 2000 бар, что требует особых мер предосторожности в работе. Однако для запуска ему хватит и 120 бар.
У насоса есть каскадный перепускной клапан (3), на который возложены две функции:
- ограничивает максимальное давление на FQS пятью барами, сбрасывая при превышении избытки топлива в обратку;
- отбирает часть топлива для смазки самого ТНВД.
Инструкция неумолима и предписывает менять весь насос в сборе при проблемах с перепускным клапаном.
FQS (3) стоит сверху ТНВД. PCM управляет им по ШИМ, регулируя поступление топлива в насос. Первые тридцать секунд после запуска двигателя он не участвует в работе, чтобы позволить системе создать максимальное давление в рампах. Далее блок управления двигателя опирается на показания датчиков и либо прикрывает соленоид, уменьшая давление, либо увеличивает за счёт открытия. Стоит упомянуть про защиту бака от перегрева за счёт излишка нагретого топлива в обратке.
Внутри насоса две камеры, именно поэтому так важно ставить его чётко по меткам. Если вы сняли ТНВД и после этого не крутили ось и не вращали коленвал, можете смело ставить обратно. В противном случае вам понадобится выполнить ряд процедур. Для начала нужно заблокировать коленвал специнструментом (3) и снять датчик положения распредвала. Увидели малый зуб (1)? Всё в порядке, можно переходить дальше. Не увидели? Вытаскиваете фиксатор, делаете один оборот коленвала и снова его стопорите.
На валу насоса есть специальное отверстие (3). Это нулевая точка. Она должна смотреть на 12 часов. Для упрощения установки помечаем зубцы шестерни (1), между которыми находится отверстие.
Белым маркером проводим вертикальную линию по FQS (1). Она как раз будет проходить между двух ранее отмеченных зубьев на шестерне ТНВД.
Осталось повернуть вал на 65 градусов против часовой стрелки и можно внедрять насос на место. У Крайслера для этого есть специальная пластина, которую можно изготовить на коленках из куска картона, благо нас всех с детства научили пользоваться транспортиром. Шутки шутками, а подобная ерундовина в Штатах продаётся отдельно за хорошие деньги, хотя в производстве стоит копейки.
Осталось нежно соединить ТНВД с головкой блока цилиндров. Ровные руки это хорошо, но инженеры советуют воспользоваться двумя направляющими VM.10345.
Не забудьте после такого поставить новые топливные трубки. Они отправляются в мусор каждые раз, когда вы их отсоединяете. Да-да, у производителя расточительная политика.
Форсунка
Форсунка Гранд Чероки делит поступающее топливо внутри себя на два отдельных потока. Первый уходит непосредственно в цилиндр, второй управляет штоком давления и оба участвуют в смазке подвижных элементов форсунки. Часть топлива из второго контура стравливается в обратку, причём его температура легко достигает 100 градусов по Цельсию, что накладывает определённые требования на материал шлангов.
- Обратка.
- Подача топлива.
- Питающее отверстие.
- Рабочая камера.
- Игла.
- Пружина.
- Плунжер.
- Контрольная камера.
- Запорная арматура.
- Электромагнитный клапан.
Если упростить схему, принцип работы форсунки построен на взаимодействии трёх сил. Пружина давит на плунжер и перекрывает форсунку на заглушенном двигателе. Контрольная камера держит форсунку в закрытом состоянии при заведённом двигателе, а рабочая камера нужна для подъёма иглы и впрыска топлива. При этом контрольная камера «сильней» по сравнению с рабочей за счёт большей площади воздействия. Завели двигатель, появилось давление, форсунка закрыта. PCM даёт команду, отрабатывает электромагнитный клапан, запорная арматура открывается. Часть топлива уходит через неё, давление в контрольной камере падает, давление в рабочей камере поднимает иглу и происходит впрыск. Как только питание на соленоиде пропадает, пружина толкает шарик и перекрывает канал. Давление в контрольной камере возрастает, игла опускается и всё начинается по новой.
Блок управления двигателем регулирует длительность впрыска топлива, опираясь на характеристики каждой форсунки. Они зашифрованы в семизначном коде на верхней её части. Именно поэтому после демонтажа ставить их на те же самые места, иначе система будет сбоить. После ремонта форсунок или установки новых их нужно обязательно заново прописывать через сканер, иначе двигатель после запуска начнёт сбоить и дымить.
Топливо внутри рамп служит своего рода демпфером, так как солярка поступает от ТНВД пульсациями, а форсунки часто впрыскивают его мелкими партиями. За всем этим присматривает датчик давления, прикрученный к правой рампе. Он отсылает данные блоку управления двигателем, который в свою очередь командует соленоидом давления.
В момент запуска двигателя соленоид закрыт, открываясь по мере работы двигателя и возрастания нагрузки. Принцип работы узла схож с тем же Fuel Quantity Solenoid.
Когда читаешь документацию, всё вроде бы складно, понятно и доступно, но как только коснёшься реальной практики, начинается чехарда. Дело в том, что выход из строя любого из перечисленных элементов может привести к одинаковым ошибкам. Хуже всего, что попытка купить заменители от Bosch, которые поставляются на конвейер, чаще всего заканчиваются неудачей. Они просто не хотят нормально работать. Оригинал заводится с полпинка, но стоимость и наличие расстраивают. Увы, конкретно этот дизель в случае поломки махом высасывает все сэкономленные ранее деньги.
Если вам было мало технической информации, можете почитать исследование как форма распылителя форсунки влияет на формирование факела в камере сгорания. А мы пока подготовим материал про систему снижения токсичности выхлопа, включая мочевину, которую у нас практически никто в глаза не видел на Джипах.