Скрип двери Джип Чероки KL это что-то наследственное, генетическое или семейное, словно у Крайслера существует традиция терзать нервы владельца при каждом открытии дверей. Если у Компаса, Калибра, Джорни, Фримонта, Авенджера и Себринга скрипели сами петли, то у свежего Чероки источником бед является ограничитель двери. Вас ждёт вскрытие пациента и подробный разбор особенностей и недостатков.
Нам достался для опытов задний ограничитель, но по конструктиву они все одинаковые. Рычаг ограничителя через петлю крепится одним болтом к стойке, исполнительный механизм спрятан внутри двери и закреплён двумя гайками одна под другой.
Снять узел можно только через разбор пластика двери, причём механизм утоплен настолько глубоко, что фотоаппаратом еле получилось подлезть.
С этим автомобилем всё в порядке, поэтому мы отправились на разборку и нашли за тысячу рублей БУ ограничитель в весьма приличном состоянии. Весьма забавно, что отдельные личности пытаются продать их на Авито за три тысячи, в то время как в самой Москве есть несколько новых за две с копейками. Совсем совесть потеряли.
Слева направо идут петля, рычаг ограничителя и завальцованный корпус, в котором спрятан механизм фиксации. Рычаг проходит сквозь корпус и с внутренней стороны зафиксирован фигурной шайбой. Последнюю от корпуса отделяет демпфер.
С внешней стороны две шпильки, при помощи которых корпус ограничителя крепится к двери. Как видим, у нас есть только один вариант затолкать смазку внутрь корпуса.
Спиливаем ограничитель, разбираем пациента на составляющие и начинаем исследовать. На рычаге чётко просматриваются три углубления, они обеспечивают чёткую фиксацию двери в трёх положениях. На машине он стоит именно в таком положении, то есть углубления смотрят вверх и вниз.
В точке крепления к кузову ось петли держится за счёт шлицов в нижней части и развальцованной верхней.
К самой оси вопросов нет, а вот ко втулке – однозначно да. Ожидаешь увидеть именно втулку, то есть обрезок полой трубки, по факту получаешь гнутую полосу металла. Грязь с успехом может скапливаться в месте стыка.
На рычаге рядом со втулкой хорошо видна маркировка, по которой можно распознать, что ограничитель двери подходит для платформы KL, место установки задние двери, где RR = Rear Right и RL = Rear Left. Стрелкой указана внешняя сторона. Нам достался задний ограничитель с артикулом 68103032AD, передние идут под номером 68103030AD.
Внутри корпуса прячутся две пружины и столько же пластиковых блоков с роликами. Синим отмечено углубление в корпусе, которое не даёт гулять пружине внутри.
Если повернуть внутренности набок, становится очевидно, что соседство разнородных материалов не всегда заканчивается благополучно.
Для нормальной работы механизма зазоры должны быть минимальны, а отверстия под ось ролика – круглыми. В нашем случае одно из них овальное, что способствует скапливанию грязи и скрипу.
Тому есть достаточно простое объяснение. Ролики расположены сверху и снизу от рычага ограничителя двери. Нагрузка на них не ложится только при идеально выставленной двери.
Даже если с завода всё было хорошо, в процессе эксплуатации двери слегка провисают, нижний ролик начинает выступать как опора, продавливая корпус пластика. Тоже, кстати, хороший повод для скрипа.
В результате нижний ролик получает избыточную нагрузку и лишается сегмента окружности. Слева здоровый экземпляр, справа – повреждённый, причём повреждение вполне ощутимо пальцами. Если вы не знаете куда смотреть, обратите внимание на форму блика в верхней части ролика. У цилиндра он должен быть узким в силу круглой поверхности. В нашем случае блик полностью повторяет изношенную плоскость.
Движение рычага по такому ролику не будет гладким, особенно под давлением и в смеси с грязью, которая туда залетает.
Есть несколько путей решения ситуации.
- Терпеливый. На форуме Jeep4x4 есть способ обматывания рычага ограничителя тряпками для его очистки и последующей смазки. Процедура может занимать по часу на одну дверь, при этом пока не известно через сколько нужно будет её повторить.
- Любознательный. Снимаете обшивку, откручиваете ограничитель, после чего чистите и смазываете его по-человечески. Можно даже просверлить два отверстия в углублениях под пружину и насквозь пролить всё и продуть под давлением. Это, конечно, извращение, и подходит только для крайних ситуаций.
- Денежный. На первое июня 2020 года в Москве семь передних ограничителей и один задний по цене 2100 рублей. Под заказ можно привезти на 500 рублей дешевле. Да, смазка намного дешевле, однако в новом узле гарантированно не будет износа ролика и пластикового корпуса.
- Технологичный. Есть компании, которые изготавливают ремкомплекты. Стоимость комплекта на две двери в 2-4 раза дешевле одного нового ограничителя. Увы, под Джип Чероки их нет, но при должном спросе можно всё решить.
Завершая написание статьи, мы случайно заметили то, что упустили в процессе съёмки. Наша здоровая машина вполне возможно начнёт хрустеть и скрипеть. Рычаг ограничителя стоит не по центру петли и давит на верхнее ухо.
Ещё один плюс в копилку теории о перекосе двери. Выработка на ролике и грязь в смазке вполне могут привести к противному скрипу. Пока будем наблюдать, статью обновим как только появятся результаты.