Джип, Крайслер, Додж

Система EVAP у турбированных двигателей Крайслера

Система EVAP турбированного двигателя

Система EVAP на атмосферных двигателях Крайслера давно уже рассмотрена со всех сторон, мы не так давно написали о ней большую статью. После слияния с Фиатом в линейке моторов появились новомодные турбированные бензинки взамен классических объёмных атмосферников. Простым владельцам они не сильно знакомы, так что давайте вместе восполнять пробел в знаниях.

Система EVAP турбированного двигателя

Система EVAP турбированного двигателя


  1. Фильтр адсорбера
  2. Патрубок от фильтра к ESIM
  3. Датчик утечки паров бензина
  4. Угольный адсорбер
  5. Крышка бензобака
  6. Трубка от датчика давления к заливной горловине
  7. Заливная горловина
  8. Датчик давления бензобака
  9. Вентиляционный клапан
  10. Шланг от горловины к клапану
  11. Впускной клапан заливной горловины
  12. Трубка от многофункционального клапана к вентиляцонному
  13. Трубка датчика давления в бензобаке
  14. Шланг от бензобака к адсорберу

  1. Клапан MFCV
  2. Бензобак
  3. Шланг продувки (от соленоида к адсорберу)
  4. Тройник вентиляционного клапана OBD
  5. Вентиляционный клапан OBD
  6. Фильтр вентиляционного клапана OBD
  7. Соленоид продувки
  8. Тройник на турбину
  9. Обратный клапан №2 (к турбине)
  10. Обратный клапан N1 (к коллектору)
  11. Тройник эжектора
  12. Патрубок на вход воздуха в турбину
  13. Патрубок на выход воздуха из турбины
  14. Шланг от коллектора к соленоиду продувки


Хотя принцип обнаружения утечек такой же, как и в двигателях без наддува, диагностика и работа системы продувки отличаются. Двигатель с турбонаддувом требует возможности всасывания паров топлива из адсорбера как во время работы без наддува, так и в условиях наддува. Обычно для откачивания паров топлива из адсорбера используют вакуум в двигателе. Это легко сделать на атмосферном двигателе, у которого достаточное разрежение во впускном коллекторе во время большинства условий работы, в то время как турбированный двигатель в режиме наддува создаёт положительное давление во впускном коллекторе. В силу описанных прчин используется модифицированный соленоид продувки и ряд иного оборудования. Коротко это выглядит следующим образом.

Разрежение в коллекторе. При подаче напряжения на продувочный соленоид вакуум из впускного коллектора открывает обратный клапан №1. Вакуум, создаваемый внутри продувочного соленоида, закрывает обратный клапан №2, прижимая его к тройнику эжектора. Пары топлива всасываются из адсорбера через соленоид продувки во впускной коллектор.

Повышение давления. При появлении напряжения на соленоиде продувки давление во впускном коллекторе закрывает обратный клапан №1 и открывает обратный клапан №3, позволяя воздуху поступать к тройнику эжектора. Воздушный поток, проходя через тройник эжектора, благодаря эффекту Вентури создаёт вакуум в линии между соленоидом продувки и тройником эжектора, открывая обратный клапан №2. Пары топлива всасываются из адсорбера через соленоид продувки в корпус воздушного фильтра. Отсюда вместе с всасываемым воздухом они попадают во впускной коллектор.

Упрощённый вид системы EVAP

Упрощённый вид системы EVAP

Нормально закрытый соленоид продувки открывается при подаче напряжения, что позволяет парам топлива попасть из адсорбера в двигатель. Блок управления двигателем (PCM) подаёт напряжения на High Side Driver (HSD) соленоида при помощи широтно-импульсной модуляции (ШИМ). У соленоида одно впускное отверстие и два выпускных. Последние соединены с впускным коллектором и тройником эжектора. Внутри каждого отверстия стоит обратный клапан, которые срабатывают только при появлении разрежения в соответствующей линии продувки. Порт OBD подключается к вентиляционному клапану OBD. Нормально закрытый выпускной клапан OBD открывается при появлении напряжения, когда необходимо сбросить вакуум, образовавшийся в системе EVAP.

Работоспособность соленоида продувки можно проверить с помощью ручного вакуумного насоса.

  • При обесточенном соленоиде подсоединитесь отверстию для впускного коллектора и создайте разрежение 250-380 мм ртутного столба. Соленоид должен удерживать разрежение, если соленоид продувки и обратный клапан №2 закрыты.
  • Повторите то же самое, только теперь подсоедините насос к выходному отверстию тройника эжектора. Соленоид должен удерживать разрежение, если соленоид продувки и обратный клапан №1 закрыты.
  • Чтобы убедиться, что соленоид продувки не застрял в закрытом положении, создайте вакуум на любом выходном отверстии и подайте питание на сам соленоид. Вакуум должен исчезнуть при появлении напряжения.
Устройство соленоида продувки

Устройство соленоида продувки

Тройник эжектора стоит внутри корпуса воздушного фильтра. Он используется для всасывания паров топлива из адсорбера во впускной коллектор, когда двигатель находится в режиме наддува. Функциональность тройника выталкивателя диагностируется как часть монитора системы продувки. Если форсунка повреждена или заблокирована, она не позволит создать вакуум и приведёт к сбою диагностики продувки на стороне наддува. Загорится чек, а в системе повиснет ошибка P1CEA – Boost Side EVAP Purge System Perfomance. Однако подобная ошибка может быть вызвана и дефектом корпуса воздушного фильтра. Для Джип Ренегат и Фиат 500Х есть технический сервисный бюллетень 18-072-17, по которому корпус меняют на новый и ошибка больше не появляется.

Устройство тройника эжектора

Устройство тройника эжектора

Иногда люди на форумах задают вопросы как именно PCM контролирует работу системы. Давайте посмотрим на примере HSD. Блок управления двигателем обеспечивает стабильные 12 Вольт и использует внутренний подтягивающий диагностический резистор и откалиброванное опорное напряжение в качестве компаратора для обнаружения неисправностей. PCM отслеживает разрыв цепи и короткое замыкание при выключенном внутреннем драйвере. Напряжение в миллиампер подаётся на устройство через внутренний подтягивающий диагностический резистор, подключенный последовательно. Диагностическое напряжение между подтягивающим резистором и устройством сравнивается с опорным. Слишком высокое говорит о коротком замыкании, слишком низкое – об обрыве. Основное отличие HSD от LSD в приведённой выше схеме заключается в типе применяемого резистора. В первом случае используется подтягивающий к питанию резистор, он же pull-up, во втором – подтягивающий к земле, он же стягивающий или pull-down в родной документации.

Принцип обнаружения неисправностей в работе

Принцип обнаружения неисправностей в работе

Весь приведённый материал по системе EVAP актуален для весьма малого количества автомобилей, проданных в России. Зачастую ошибки вылазят у чистых американцев, пригнанных с аукционов. Как видите, ничего сверхсложного здесь нет, самая большая проблема это горящий Check Engine, из-за которого ряд систем отключается. К примеру, вы не сможете больше пользоваться автозапуском.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.