Шатун двигателя Пентастар довольно редкая позиция для заказа, ибо с ними крайне редко что-то происходит даже на возрастных двигателях с пробегами в три-четыре сотни тысяч километров. Страдают рокеры, распредвалы, масляный насос, маслоохладитель, однако к цилиндро-поршневой группе возникают вопросы либо в результате перегрева, либо по итогам безалаберного планового обслуживания. Сегодня мы покажем результат поспешного запуска двигателя.
Исходные данные
Додж Челленджер приехала с аукциона из Штатов с каким-то колоссально маленьким пробегом. По внешнему виду выглядит как новый автомобиль, на котором практически не ездили, по факту так и есть, ибо две с половиной тысячи километров тяжело назвать серьёзным расстоянием для годовалой машины.
Машина утонула в очередном традиционном американском потопе, о которых так любят рассказывать даже в наших новостях. Заводить такой автомобиль это гарантированный Сталинград под капотом с последствиями разной степени тяжести. Снимаем корпус воздушного фильтра и впускной, кладём их в багажник и любуемся водой внутри второго цилиндра. Сразу видно, что она тут давно.
Особо внимательный зритель обратит внимание, что вода есть и вокруг впускного тракта между перемычками. Есть устойчивое подозрение, что двигатель пытались запускать и он схватил гидроудар, иным путём вода не попала бы в колодцы вокруг тракта.
Снимаем поддон
Отсасываем воду и пытаемся провернуть коленвал. Стоит на месте и не поддаётся. Нужно как минимум снять поддон, а как максимум – готовиться к демонтажу двигателя целиком. Чудо может быть и случилось, но в любом случае проще работать с мотором вне автомобиля.
Распускаем переднюю подвеску, откручиваем кулак от верхнего рычага и нижний болт амортизатора. Снимаем тормозные диски, суппорт подвешиваем рядом за крюк.
Откручиваем рулевую рейку с электроусилителем. Она, между прочим, тоже не фанат плавания в проточной воде. Надеемся, что не пострадала, но проверить это сможем только после штатного запуска двигателя.
Без рейки можно свободно подобраться к поддонам двигателя. Нужно снять как маленький нижний, так и большой верхний. Вооружаемся фонариком поярче и начинаем исследовать коленвал.
На нём чётко просматривается ржавчина, причём противовес между шатунами пятого и шестого цилиндров, пострадал намного больше второго, к которому основные вопросы. При этом под шатунными вкладышами до сих пор осталась заводская сборочная смазка красного цвета.
Весь цех ходит и вздыхает, механикам искренне жалко разбирать девственную машину, которая не видела даже первого технического обслуживания.
Шатун
Откручиваем шатун и понимаем, что чуда не случилось. Он рассчитан на длительные серьёзные нагрузки, но против лома нет приёма.
Вода не зря несжимаемая жидкость, металл от нагрузок превратился в пластилин и шатун не только согнуло, но ещё и провернуло. Особо впечатлительные могут посмотреть на последствия. Для понимания, шатун должен быть ровным и без искривлений.
Дело ясное, что от демонтажа головки блока цилиндров отвертеться не получится. Это можно сделать и на автомобиле, однако практика показывает, что проще снять мотор в сборе и работать в человеческих условиях.
Демонтаж двигателя
Снимаем выхлопную систему. Она рассоединяется в полпинка, ибо всё новое и трубы блестят по-заводскому, не взирая на произошедшее погружение в воду.
Откручиваем кардан от заднего редуктора, ибо двигатель будем снимать вместе с коробкой. На АКПП, кстати, есть кусок VIN, по которому можно поднять историю автомобиля. Всё новое, чистое и благородное, работать одновременно и приятно, и жалко.
Отсоединяем все магистрали, провода и прочие элементы, связывающие кузов со снимаемыми элементами. Подобные процедуры лучше делать с помощником: один по чуть-чуть поднимает автомобиль, второй контролирует, что всё в порядке, нигде ничто не зацепилось и не натягивается.
Вы только посмотрите на это подрамник! Заводская краска, ни следа пескоструя, а уж тем более ржавчины. Даже наклейки на месте.
Поднимаем автомобиль в верхнюю точку, после чего подпираем его сзади трансмиссионной стойкой. Без двигателя, коробки и передней подвески центр тяжести автомобиля смещается, из-за чего он вполне может упасть с подъёмника.
Откручиваем ГБЦ
Чтобы добраться к поршню и второй половине шатуна, нужно для начала снять левую клапанную крышку. Крайслер, кстати, не делит ряды на чётный и нечётный, у них они обозначены как левый и правый вне зависимости от расположения двигателя, хоть продольное, хоть поперечное.
Под клапанной крышкой видны не только отложения воды в районе прокладки, но ещё заводские сборочные отметки на рокерах, которые исчезают по мере эксплуатации двигателя.
Снимаем головку блока цилиндров и откладываем её в сторону. Не взирая на символический пробег, её всё равно не будет лишним отправить мотористам на проверку плоскости с последующей опрессовкой. Это увеличивает стоимость ремонта, но гарантирует от скрытых проблем. Не поверите как часто это спасало от последующей бесполезной разборки двигателя.
Состояние поршней вызывает недоумение. На одной чаше весов две с половиной тысячи пробега, на другой – избыточное отложение масла, прямо хороший такой нагар.
Дикий контраст на фоне остальных чистейших исполнительных механизмов, словно двигатель ездил не на бензине, а на масле. Возможно это как-то связано с периодом обкатки.
Поршень
Внутри второго цилиндра вода, перемешанная с ржавчиной. Нет, это не масло, а именно ржавчина. Осталось выяснить насколько сильные повреждения. Увы, данных как долго вода воздействовала на стенки цилиндра отсутствует.
Аккуратно выбиваем снизу поршень. Верхняя часть шатуна пострадала ещё больше нижней. Интересно достал ли он обломками до стенок цилиндра или нет.
Сам поршень кроме масляного нагара может «похвастаться» контактом с впускными клапанами. На выпускных проточках нагар без повреждений, а на впускных чётко просматривается алюминий, да и следы удара видны.
Специально увеличили предыдущую фотографию. Вверху впуск, внизу выпуск.
Вот ещё одна причина, по которой демонтированную головку блока цилиндров нужно везти на проверку и опрессовку.
Цилиндр
Настало время заглянуть в цилиндр. Двигатель стоит достаточно высоко на столе, подбираться не сильно удобно, однако даже с земли видно как свернуло масляную форсунку.
Двигатель V-образный, следовательно вода в большей своей части воздействовала на внешнюю сторону цилиндра. Именно там расположены серьёзные очаги ржавчины.
При серьёзном увеличении всё выглядит страшно и непрезентабельно. И здесь есть несколько вариантов решения, которые зависят исключительно от воли владельца.
Машина на продажу? Значит берём ручной инструмент для восстановления хона, проходим стенки цилиндра, снимаем ржавчину и собираем автомобиль.
Машина себе и надолго? Лучше отвезти двигатель к мотористам, чтобы они всё промерили и вынесли вердикт. Даже если всё ограничится хонингованием, на станке у них выйдет намного лучше и аккуратней.
Владелец попросил на скорую руку снять ржавчину в условиях сервиса, после чего взял паузу для раздумий. В любом случае его ждёт новый шатун, а мы пока ставим машину на паузу до получения необходимых запчастей.