Джип, Крайслер, Додж

Съело распредвал Гранд Чероки 3.6 Трейлхок (2018)

Новый распредвал Гранд Чероки 3.6 для машин с VVL

Съеденный распредвал Гранд Чероки 3.6 далеко не редкость на двигателях с 2011 по 2015 модельный год включительно. В 2016-м мотор изменили, причём львиная доля коснулась как раз головок блока цилиндров, сам блок при этом остался практически в первозданном виде. Проблема должна была уйти, однако на днях к нам заехала первая ласточка со схожими повреждениями. Ну как заехала – прибыла от дилера на эвакуаторе. Если не готовы много читать, жмите сразу на четвёртый пункт списка.

  1. Предыстория
  2. Исходные данные
  3. Изменения в моторе
  4. Ремонт и результат

Предыстория

Эта машина была у нас несколько месяцев тому назад. Заскочила волей случая по пути чуть ли не в отпуск на юга, потому что загорелся чек. Подкинули диагностику, увидели ошибки и отправили к дилеру, так как машина буквально как пару-тройку дней соскочила с гарантии. Всё обслуживание автомобиль проходил только у дилера, причём последние умудрились начудить, залив на предпоследнем техническом обслуживании масло 0W-40, хотя в документации чёрным по белому прописано 0W-20. Как вы понимаете из заголовка, дилер открестился от поломки, мол, вы сам дурак, с вас один миллион семьсот тысяч, баснословно долгое ожидание и машина уедет с новым мотором.

Причём говорили они это по результатам снятия клапанный крышек, то есть диагностику должны были провести. И вот тут ключевые слова «должны были». Складывается ощущение, что дилер бы не сильно заинтересован в успешном диагнозе, в его постановке и даже в элементарном общении. Дело в том, что отказ от ремонта и гарантийной замены владелец получил только на словах. На его официальные письменные запросы не отреагировало не только местное представительство, но и Штаты с Италией, куда он обращался за разъяснениями. Вся история подробно изложена на профильном форуме jeep4x4club.

Прошло несколько месяцев, мало кто хотел связываться со свежим автомобилем. В итоге владелец, подозревая худшее, купил серьёзный комплект прокладок, вал, рокера, гидрокомпенсаторы, маслоохладитель и приехал к нам. Он был готов снять мотор, разобрать до винтика, перемыть от возможной стружки и дальше спокойно эксплуатировать. Мы ударили по рукам, засучили рукава и приступили к делу.

Исходные данные

В итоге машину разгрузили к нам на парковку с ценным грузом запчастей на заднем левом сиденье. Открываем одну из коробок и видим новый маслоохладитель.

Маслоохладитель Гранд Чероки 3.6 для машин после 2018 года

Маслоохладитель Гранд Чероки 3.6 для машин после 2018 года

Если забить его артикул 68308741AB в поисковики, он действительно будет «биться» только для машин от 2016 года, однако опытный глаз сразу видит, что узел очень старый и до боли знакомый.

Отверстие под датчик температуры антифриза заглушен

Отверстие под датчик температуры антифриза заглушен

Ничего неожиданного если честно. Блок двигателя практически не изменился, у нас был опыт скрещивания блока двигателя от машины 2016 года с головками блока от 2012 года, так что результат более чем ожидаемый. Все отличия это заглушка вместо датчика температуры антифриза, который в новой версии двигателя перенесли на корпус термостата.

Двигатель новый, запчасти старые

Двигатель новый, запчасти старые

В остальном это идентичные узлы по крепления и посадочным местам. У нас есть подробная статья про отличие маслоохладителей, можете сами в этом убедиться.

Посадочные места охладителей идентичные

Посадочные места охладителей идентичные

Артикул на датчике давления масла опять же бьётся только для автомобилей с 2016 года, однако есть устойчивые подозрения, что он точно такой же, как и раньше. Дядюшка Крайслер очень часто грешит подобным. Так что в случае проблем с охладителем на свежих Гранд Чероки, вам с большой долей вероятности подойдёт прежняя версия, в которой датчик температуры антифриза будет выполнять роль заглушки. Тем более, что «старые» охадители всегда есть в наличии.

Датчик давления масла бьётся только для машина после 2016 года

Датчик давления масла бьётся только для машина после 2016 года

Рядом в коробке нежится новый фазорегулятор, он же шестерня выпускного распредвала под номером 05047785AE.

Впускной фазорегулятор для Пентастара 3.6

Впускной фазорегулятор для Пентастара 3.6

Шестерни делятся на впускные и выпускные, но не отличаются по сторонам, одинаковый артикул идёт как для правой, так и для левой головы. Однако при разборе нужно помечать откуда именно вы его снимаете и ставить туда же. Этот пункт отдельно выделен в документации Крайслера.

Крепится к валу в одном положении за счёт шпонки

Крепится к валу в одном положении за счёт шпонки

Правильно установить шестерню на вал можно только в одном положении за счёт шпонки, рядом с которой находится маслозаборное отверстие с сетчатым фильтром. Оно защищает механизм фазорегулятора от случайного попадания грязи, не осевшей на фильтре.

Сетчатый масляный фильтр на входе

Сетчатый масляный фильтр на входе

Причём это не единственная система очистки. Достаточно заглянуть в регулятор под углом, чтобы увидеть ещё одну сетку. Сечение ячеек мелкое, именно поэтому моторы настолько требовательны к маслу.

Внутри тоже стоит сетка

Внутри тоже стоит сетка

Новый впускной распредвал Гранд Чероки приезжает в плотной картонной коробке, замотанный в огромное количество пузырчатой плёнки. Сразу вино, что производитель заботится о механиках, будет чем снять стресс после смены волшебными звуками чпок-чпок. А если серьёзно, жёлтая бумага внутри плёнки это и есть распредвал, так что защита отличная и позволяет пережить происки нерадивых доставщиков, швыряющих коробки по чём зря.

Серьёзная упаковка распредвала

Серьёзная упаковка распредвала

Бумага, между прочим, не простая, на ней стоит отметка double sided VCI protection. VCI это Volatile corrosion inhibitor, на русский переводится как летучий ингибитор коррозии. Крайслер заботиться, чтобы вал приехал в целости, сохранности и без следа ржавчины.

Бумага с двусторонним ингибитором коррозии

Бумага с двусторонним ингибитором коррозии

Сам вал выглядит непривычно, так как вместо одного кулачка на клапан у нас их целых три. Зачем они нужны и как это работает мы подробно расскажем в отдельной статье.

Новый распредвал Гранд Чероки 3.6 для машин с VVL

Новый распредвал Гранд Чероки 3.6 для машин с VVL

Вполне логично, что для изменённого вала нужны другие рокера. Если коротко, у него теперь три точки соприкосновения. Боковые кулачки скользят по боковым роликам, центральный – по подвижному язычку, который может занимать два положения, тем самым обеспечивая работу двигателя в режимах High Lift и Low Lift. С первого взгляда система сложная, однако на само деле вполне понятная и объяснимая. Про этом мы тоже напишем, вставив сюда со временем необходимую ссылку.

Изменённый рокер впускного распредвала

Изменённый рокер впускного распредвала

Владелец подготовился весьма основательно, предусмотрев даже худший вариант переборки двигателя, однако практика показала, что такой красивый набор прокладок элементарно не понадобился, часть из них осталась не у дел.

Комплект прокладок Гранд Чероки 3.6 с 2016 модельного года

Комплект прокладок Гранд Чероки 3.6 с 2016 модельного года

Внимательные читатели увидят, что на фотографии всего 11 гидрокомпенсаторов. Не волнуйтесь, просто на момент съёмки одну штуку не довезли, а когда она приехала, машина была уже в работе.

Изменения в моторе

Автомобиль прибыл с высаженным напрочь аккумулятором и частично закрытыми дверьми. Только через время удалось его оживить и попасть багажник сзади, а не из салона.

Изменённый впускной коллектор Гранд Чероки 3.6

Изменённый впускной коллектор Гранд Чероки 3.6

Внутри лежал впускной коллектор, отличающийся от старых версий появившимся клапаном EGR рядом с дросселем.

Добавился клапан системы EGR

Добавился клапан системы EGR

Завсегдатаи форумов очень часто неверно описывают принцип его работы, а именно момент его включения. Клапан не работает на холостых оборотах, как у дизеля, он включается в работу только при равномерной нагрузке в процессе движения автомобиля. В документации этот момент звучит как «steady state speeds». Это значит, что при наборе скорости или торможении EGR не участвует в процессе смесеобразования.

Сажи ощутимо меньше, чем в дизельных двигателях

Сажи ощутимо меньше, чем в дизельных двигателях

Коллектор лежал вверх ногами. Когда мы его перевернули для фотосессии, через дроссель щедро потекло масло. Как-то многовато его скопилось за время пребывания у дилера.

Масло течёт из впускного коллектора через дроссель

Масло течёт из впускного коллектора через дроссель

Между прочим, в документации к двигателю есть одно предложение, выделенное жирным. If the engine has experienced a catastrophic failure, the intake manifold must be replaced! При этом никаких объяснений, как как выход двигателя из строя связан непосредственно со впускным коллектором.

Ремонт и результат

Самое неприятное в этой процедуре то, что первичный разбор делал кто-то другой и у нас нет возможности понять нормально они сделали всё или нет. Порой достаточно провести пальцем по поверхности, чтобы убрать важные для диагноза данные. К примеру, те же масляные отложения. Вот так выглядит клапанная крышка изнутри. Впускной соленоид явно страдает больше выпускного, при этом ситуация одинаковая для обеих крышек. Нужно будет при случае посмотреть как они выглядят на традиционных Пенастарах.

Соленоид впускного распредвала сильно отличается по цвету

Соленоид впускного распредвала сильно отличается по цвету

При этом сам мотор внутри чистый, сразу видно, что ему действительно 40 тысяч километров.

Мотор достался в полуразобранном состоянии

Мотор достался в полуразобранном состоянии

Проверяем состояние соленоидов VVL. Ближние за нас вытащили представители дилера.

Соленоид системы VVL Гранд Чероки 3.6

Соленоид системы VVL Гранд Чероки 3.6

Обыкновенный электромагнитный клапан, при этом весьма внушительный по размерам. Отложения масла минимальны, сетка в нижней части чистая.

В нижней части соленоида стоит сетка

В нижней части соленоида стоит сетка

Всего на автомобиле четыре клапана. Ближние стоят между шестернями распредвалов и свечным колодцем. Левый управляет вторым цилиндром, правый – первым. Дальние прячутся за топливной рампой и отвечают за третий-пятый и шестой-четвёртый цилиндры соответственно.

Дальние соленоиды VVL стоят возле моторного щита

Дальние соленоиды VVL стоят возле моторного щита

Роль клапанов VVL подавать масло через канал во впускные гидрокомпенсаторы. Когда масло проходит через него и попадает в рокер, фиксатор задвигается в тело рокера, язычок утпаливается в тело рокера под воздействием центрального кулачка распредвала, а усилие на клапан происходит через боковые. Этим обеспечивается режим работы двигателя Low Lift.

Дальние соленоиды VVL отвечают за цилиндры 3-5 и 4-6

Дальние соленоиды VVL отвечают за цилиндры 3-5 и 4-6

Как только клапаны перекрывают ток масла, фиксатор возвращается в исходное положение и мотор работает в режиме High Lift – воздействие на клапан через рокер происходит за счёт центрального кулачка.

Пострадал центральный кулачок

Пострадал центральный кулачок

Беглый осмотр впускного распредвала Гранд Чероки по правой голове показал износ центральных кулачков. Они стёрлись до состояния, когда автомобиль перестал заводиться – клапаны элементарно не открывались.

Машина перестала заводиться

Машина перестала заводиться

На старых моторах такая ситуация не редкость, чему есть вполне рациональное объяснение. Разваливается игольчатый подшипник ролика, из-за чего он перестаёт вращаться при соприкосновении с кулачком. Вот только в новом рокере ролика нет, центральный кулачок скользит по практически неподвижному язычку. Со стороны подобная конструкция выглядит странно и недолговечно.

Изношенный распредвал Гранд Чероки 3.6

Изношенный распредвал Гранд Чероки 3.6

При этом весьма странно, что из шести кулачков пострадали только пять. Дальний кулачок на третьем цилиндре жив-здоров и без следов износа вообще. К пяти рокерам добавилось четыре гидрокомпенсатора, которые можно было легко сдавить пальцами.

Один и тот же цилиндр, а результаты разные

Один и тот же цилиндр, а результаты разные

Сам вал преподнёс сюрприз ещё на машине в процессе первичного осмотра, задолго до демонтажа. Со стороны моторного щита на валу напрессовано тоновое магнитное кольцо. По меткам на валу датчик распредвала понимает его положение и корректирует фазы газораспределения. Причём настройка происходит под каждый вал индивидуально, то есть после замены любого из датчиков или распредвалов нужно делать адаптацию.

Тоновое кольцо впускного распредвала

Тоновое кольцо впускного распредвала

Само собой, что к тоновому кольцу на метки будет прилипать мелкая металлическая пыль, образующаяся в процессе работы любого двигателя. Механик привычным движением потянулся очистить его и с удивлением обнаружил, что кольцо живёт своей жизнью и свободно вращается на валу. Такое можно объяснить только производственным браком, ибо съеденных валов на предыдущей версии мотора через нас прошло предостаточно и нигде кольцо не отваливалось, хотя там тоже хватало ударных нагрузок при контакте кулачка с заклинившим роликом.

Кольцо отвалилось и свободно вращалось

Кольцо отвалилось и свободно вращалось

В голове только фраза Shame on you, Chrysler! Остаётся загадкой как такое проскользнуло мимо внимания дилера. Складывается ощущение, что они и не хотели искать. Вскрыли мотор, нашли мёртвый распредвал и приговорили весь двигатель под замену. Отличный план!

Устанавливаем новый распредвал Гранд Чероки

Устанавливаем новый распредвал Гранд Чероки

Если вдумчиво посмотреть на новый Пентастар, то по факту он окажется не таким уж и новым. Не зря в документации он указан как 3.6 VVT UPG I, то есть это не принципиально новый агрегат, а усовершенствование хорошо себя зарекомендовавшего старого.

Снимаем нижнюю часть коллектора для замены маслоохладителя

Снимаем нижнюю часть коллектора для замены маслоохладителя

Ставим новый охладитель, меняем прокладки из комплекта, тщательно разбираемся в ворохе привезённых запчастей и собираем автомобиль. Сливаем старое масло, заливаем новое, скрещиваем пальцы и заводим двигатель. Как и ожидалось, первый запуск был достаточно шумным пока система не наполнилась маслом, после чего двигатель практически стих. Стуки ушли после сброса всех ошибок и проведения адаптации двигателя. Мы не знали в каком положении стояли датчики распредвалов, да и вал новый, так что двигатель априори не смог бы работать как следует. Мы специально сняли момент запуска и работу двигателя после адаптации. Мотайте в конец видео.

Собираем двигатель и готовимся к запуску

Собираем двигатель и готовимся к запуску

Ещё до приезда автомобиля от дилера поломку обсуждали на упомянутом форуме Джипов. Среди прочих проскользнуло предположение, что забились масляные каналы. Хотелось бы в это сильно верить, но не получается.

Масляные каналы под гидрокомпенсаторы

Масляные каналы под гидрокомпенсаторы

Перед вами головка блока цилиндров от первой версии двигателя, сечение каналов там аналогичное. С лицевой стороны они заглушены болтами М8. Нам так и не удалось представить что должно произойти с двигателем, чтобы масло перестало поступать к гидрокомпенсаторам.

Такие каналы забить очень тяжело

Такие каналы забить очень тяжело

ГБЦ на фотографии преодолела под триста тысяч километров на отвратном масле, что хорошо видно по количеству отложений на стенках, однако при этом сами каналы не забиты и масло в них пролетает со свистом.

Сброс масла обратно в ГБЦ

Сброс масла обратно в ГБЦ

Автомобиль собран и выдан на руки владельцу для короткой тестовой поездки, после которой мы ещё раз снимем клапанную крышку и посмотрим как себя чувствует свежий распредвал Гранд Чероки. Если снова появится износ, будет искать в чём именно кроется проблема. Увы, тяжело однозначно вынести правильный вердикт, когда первичной диагностикой, пока ещё машина была на ходу, занимался дилер. Да и разбирали не мы, что тоже добавляет проблем в постановке диагноза. Следите за обновлениями!

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *