Джип, Крайслер, Додж

Пентастар 3.6: рокера, надёжность и ресурс

Приунывший Пентастар 3.6

Пентастар 3.6 занимает львиную долю моторов среди современных автомобилей концерна Крайслер. Репутацию ему слегка подмочили разлетающиеся подшипники в рокерах. Сегодня мы расскажем что это такое, как работает и чем чреват выход из строя.

Распредвал

Для примера возьмём образцовый мотор из Гранд Вояджера, который под нашим присмотром проехал уже сто тысяч километров. Владелец решил упредительно поменять рокера, не дожидаясь их кончины. Берём специнструмент и извлекаем распредвал.

Снимаем распредвал для доступа к рокерам

Снимаем распредвал для доступа к рокерам

Выработка есть, но на нём можно проехать ещё несколько раз по столько же без замены.

130 тысяч пробега, минимальный износ

130 тысяч пробега, минимальный износ

Если поставить очень жёсткий боковой свет, можно увидеть минорные повреждения поверхности, похожие на следы переката – неравномерного прилегания ролика к кулачку.

Следы переката подшипника рокера

Следы переката подшипника рокера

На работу двигателя это никак не влияет.

Гидрокомпенсатор

Под распредвалом нас интересуют три момента.

  1. Жёлтой стрелкой отмечено место установки гидрокомпенсатора в масляный канал – первая опорная точка рокера.
  2. Под основанием стрелки находится шток клапана – вторая опорная точка.
  3. Красными стрелками обозначены болты масляных каналов. На ряде моторов могли самопроизвольно откручиваться, не мешает проверить при демонтаже клапанной крышки.
Место установки гидрокомпенсаторов

Место установки гидрокомпенсаторов

Гидрокомпенсаторы устанавливаются в масляный канал волшебной надписью JNA вниз. Что это за производитель поисковики умалчивают. Мы ожидали увидеть тут INA, известного поставщика на конвейер, но увы.

Мы ожидали здесь увидеть INA

Мы ожидали здесь увидеть INA

Сбоку есть отверстие, через которое масло поступает внутрь компенсатора из канала.

Через этот канал масло попадает в гидрокомпенсатор

Через этот канал масло попадает в гидрокомпенсатор

Сверху в плунжере есть выходное отверстие.

Верхняя часть плунжера

Верхняя часть плунжера

Через него масло отправляется к форсунке рокера.

Рокер

Выемка слева рассчитана под шток клапана, справа – под плунжер гидрокомпенсатора. Видите маленькое отверстие? Вот это и есть форсунка.

Справа углубление под плунжер гидрокомпенсатора

Справа углубление под плунжер гидрокомпенсатора

Можно назвать её распылителем, суть от этого не изменится. Через него обеспечивается стабильное поступление масла к паре ролик-кулачок.

Форсунка рокера Пентастар 3.6

Форсунка рокера Пентастар 3.6

В 2011 и 2012 годах стук под капотом был чаще всего вызван развалившимся игольчатым подшипником. Мы почему-то раньше думали, что их по старой традиции поставляет на конвейер INA, но маркировка на корпусе неполная, это может быть JNA, ZINA или кто ещё другой.

Производитель предположительно INA

Производитель предположительно INA

Крайслер весьма быстро исправился, причём не с первого раза, так как существует аж четвёртая ревизия рокера. Заводская считается первой. Отличить их просто: если ось ролика неподвижна – перед вами завод, а коль двигается поперёк корпуса – значит изменённый артикул.

Подвижная ось подшипника

Подвижная ось подшипника

Подробности найдёте в отдельной статье, там даже есть видео.

Износ распредвала

Рассмотрим процесс износа кулачка распредвала. Он не всегда сопровождается звуком, как минимум так говорят некоторые владельцы. При живом подшипнике ролик выступает над корпусом рокера. Кулачок давит по центру на ролик, клапан открывается, машина едет. Слева для примера живой узел, на котором красной линией обозначена рабочая линия поверхности.

Как стоит рокер относительно распредвала

Как стоит рокер относительно распредвала

Как только подшипник рассыпается, ролик проваливается вглубь корпуса и линия соприкосновения становится зеркальной – теперь кулачок по краям упирается в корпус и начинает изнашиваться.

Поверхности прилегания рокера к распредвалу

Поверхности прилегания рокера к распредвалу

Этот деструктивный процесс длится до тех пор, пока центральная часть опять не начнёт доставать до ролика. Вот только подшипник развалился и ролик по сути неподвижное тело – кулачок опять страдает.

Приунывший Пентастар 3.6

Приунывший Пентастар 3.6

Клапан открывается всё хуже и хуже, мотор начинает подтраивать, потом глохнуть а в какой-то момент вообще перестаёт заводиться. Кулачок местами напоминает фольгу, на его поверхности чётко можно различить следы побежалости металла.

Профиль кулачка изменился из-за незапланированного износа

Профиль кулачка изменился из-за незапланированного износа

Если масляный фильтр героически поглотил всю стружку и она не натворила чудес, достаточно поменять все рокера, гидрокомпенсаторы, заменить сточенные распредвалы и Пентастар 3.6 снова в строю. Эта процедура занимает неполный рабочий день, для неё достаточно комплекта прокладок под выпускной коллектор и клапанные крышки.

При таком износе клапан не открывается

При таком износе клапан не открывается

Вам предлагают снимать переднюю крышку? Можете сразу разворачиваться и уезжать. Специальный инструмент позволяет извлечь снять распредвалы без её демонтаажа, не беспокоясь про метки цепей ГРМ. Отдельные сервисы обходятся без инструмента, но это резко повышает шанс начудить.

Похожие записи

10 thoughts on “Пентастар 3.6: рокера, надёжность и ресурс

  1. Сергей:

    Статья Огонь!

    1. Денис:

      Спасибо, мы стараемся.

  2. Константин:

    На каком пробеге производили замену?
    И очень интересует с каким усилием затягивать распредвал? Обязательно менять гидрокомпенсаторы? Статья очень интересная! Спасибо большое!

    1. Денис:

      1. Интервал 25-250 тысяч. Зависит от года выпуска и стиля эксплуатации.
      2. 10 Ньютонов на метр.
      3. Желательно, чтобы дважды не лазить. Гидрокомпенсаторы под разбитыми рокерами испытывали ударную нагрузку, жизни им это не прибавляет.

      1. Константин:

        Спасибо большое за ответ!

  3. Арт:

    Добрый день.
    У меня Jeep Grand Cheroke 2018 г.в., пробег 75 тыс, я один владелец. Обслуживал своевременно согласно регламента, масла по допуску и т.д. Появились стуки при движении под нагрузкой, провели диагностику — компьютерная показала что все ОК, после снятия клапанной крышки в СЦ у оф.дилера вынесли приговор: выработка и коррозия на кулачках, двигатель под замену, по гарантии отказ — гарантия закончилась. Как думается, какова причина выявленных недостатков? Производственный брак? Неправильно эксплуатировал? Начудили при ТО?
    Заранее благодарю за ответ!

    1. Денис:

      Добрый день.
      Вы не первый с подобной проблемой. У нас есть соответствующая статья https://moparplus.ru/selo-raspredval-grand-cheroki-3-6-trejlhok-2018/ Пока похоже на недоработку Крайслера. У вас тоже пострадал правый впускной распредвал?

      1. Арт:

        Спасибо.
        Да, правый!!!! Оф дилеры «по секрету» говорят, что к ним стали часто приезжать гранды именно с подобной проблемой, но завод пока не готов брать на себя этот «косяк», тем более, если гарантия закончилась.
        Машина ошибок никогда не показывала, приехали своим ходом на сервис тупо с непонятным мне стуком, итог — приговор двигателя.
        Производитель «открещивается», поэтому на сегодня подано заявление в суд, назначено судебное заседание и подано ходатайство на экспертизу двигателя, дабы понять, в чем истинная причина!
        На сегодняшний день авто стоит на стоянке оф дилера с июля 2021 с запретом на дальнейшую эксплуатацию и ждёт решения суда!

  4. Andrey:

    Добрый день! Скажите проблемы с распредвалами продолжаются? Есть ли статистика по 2019 г.в.? У меня 2019 г.в. 10 месяц. Мастеров нет, просил послушать мотор — я не знаю, может это его нормальная работа. Под нагрузкой какие то посторонние звуки. Уже немного напрягся…

    1. Денис:

      Добрый день.
      Продолжаются и у более поздних машин. Не непрягайтесь и решайте проблемы по мере поступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *