Масляный насос Пентастар работает одинаково на всех двигателях семейства, не взирая на объём и год выпуска. Приведённые в статье данные справедливы для моторов 3.0, 3.2, 3.6 первой и второй ревизии. Отдельные значения давления могут слегка отличаться внутри технической документации, однако расхождения настолько незначительны, что их можно нивелировать. Приготовьтесь к обилию информации, аналогов которой нет в открытых и платных источниках Крайслерах.
- Соленоид масляного насоса
- Схема движения масла в двигателе
- Нормативы давления масла
- Режим высокого давления
- Режим низкого давления
- Крышка насоса
- Подвижный элемент, привод и лопасти
- Ошибки по давлению масла
- Важно!
- Выводы
Соленоид масляного насоса
Этот насос мы сняли с Гранд Чероки. Шестерня смотрит на переднюю крышку, приводится в движении подпружиненной цепью от коленвала – никакого гидронатяжителя. Соотношение шестерен 1:1 для всех моторов, кроме второй ревизии 3.6, у него 1,15:1. Сам насос не синхронизирован с системой ГРМ, поэтому при демонтаже ставить метки не нужно.
С обратной стороны находится отверстие, к которому крепится маслозаборная трубка. Правей находится соленоид, отвечающий за изменение режимов работы насоса, то есть за переход в низкое или высокое давление.
Соленоид крепится в корпусе насоса за счёт одного металлического пружинного фиксатора, а его разъём – за счёт двух. Пластиковый «ус» не даёт провалиться разъёму внутрь блока цилиндров, а внешний металлический фиксатор нужен на случай сбоя пластикового. Да и надёжней в целом, температура там высокая для пластика.
Соленоид, он же электромагнитный клапан, невыгодно отличается на фоне общего состояние насоса. Видны обильные отложения масла на его корпусе. Есть все основания предположить, что его температура явно выше насоса, из-за чего масло на нём практически горит.
Посмотрите на состояние металлической сетки и чешуйки масла вокруг. И это ещё после быстрой чистки нефтяным растворителем во время подготовки к съёмке, чтобы можно было взяться за элементы руками и не испачкаться. Ничего удивительного, что сетка забивается и ухудшается ток масла через неё.
В пользу версии с перегревом говорит и сам канал, внутрь которого вставлен соленоид.
Запомните его состояние и сравните с цветом металла внутри насоса. Там нет и в помине чего-то схожего.
Схема движения масла в двигателе
Если посмотреть на масляный насос Пентастар сверху, можно увидеть два отверстия. Левое в сечении намного больше, именно через него масло отправляется в двигатель. Правое предназначено для обратного тока масла на соленоид, что позволяет регулировать давление насоса.
Масло начинает свой путь в левой части двигателя по следующей схеме.
- поддон двигателя → маслозаборная трубка → насос → масляный фильтр → корпус маслоохладителя → основная магистраль блока цилиндров
- из основной магистрали масло попадает на коренные и шатунные шейки, в обе головки блока цилиндров и масляные форсунки
- из первой коренной шейки масло уходит в натяжитель правой цепи, балансир и отправляется обратно в масляный насос на соленоид
- обе ГБЦ питают маслом гидрокомпенсаторы, клапаны и каналы распредвалов, при этом левая питает натяжитель левой цепи
- масло на кулачки распредвалов попадают через связку рокера и гидрокомпенсатора
Крайслер давно не называет ГБЦ первой и второй, чётной и нечётной. Они для него только левая и правая вне зависимости от продольного или поперечного расположения. В последнем случае ближняя к моторному щиту это правая (нечётная 1-3-5), а к радиаторам – левая (чётная 2-4-6).
Слева возле канала подачи есть две заглушки со стопорными кольцами. Первая нужна, чтобы закрыть технологическое отверстие, через которое сверлили канал подачи масла.
Вторая заглушка служит опорой для клапана сброса избыточного давления.
Внутри крышки спрятаны шар и калиброванная пружина, которая сжимается при давлении свыше 1000 кПа. Простой и безотказный механизм.
Значение не маленькое, но находится в рамках допустимого производителем.
Нормативы давления масла
Давление масла в системе контролирует датчик, установленный на задней части корпуса маслоохладителя. Очень удобно, что данные с него можно вывести на экран и самостоятельно проверить работу насоса. Минимально допустимое давление в системе 41 кПа на холостых оборотах, для рестайлинговых двигателей с маркировкой UPG1 W/ESS это значение 35 кПа.
Обороты | На горячую | На холодную |
---|---|---|
600-1200 | 41 кПа | 960 кПа |
1200-3500 | 210 кПа | 960 кПа |
3500-6400 | 427 кПа | 960 кПа |
В недрах документации так же фигурируют значение в 200 кПа для низкого давления и 450 для высокого. Переключение между ними переходит в диапазоне от 3000 до 4000 оборотов в минуту. При этом важную роль играют температура масла, антифриза, нагрузка на двигатель, скорость и условия эксплуатации.
Режим высокого давления
Давайте снимем крышку насоса, расположенную с обратной стороны от шестерни. Именно через неё происходит забор масла. Внутри прячутся подпружиненный подвижный элемент с уплотнителями, вал с лопастями и два канала в правой части насоса. Именно они отвечают за смену давления.
Для наглядности и упрощения понимания снимем пружину и поставим на место ось вращения подвижного элемента. Переведём подвижный элемент в верхнюю позицию. Это режим по умолчанию, при котором соленоид не задействован, то есть выключен. В случае обрыва питания насос будет работать только в этом режиме.
Ничего не понял, но очень интересно. (с) Для облегчения восприятия призовём на помощь мощь графических редакторов. При закрытом соленоиде масло из правого верхнего угла поступает в верхнюю камеру над подвижным элементов. Объёма камеры недостаточно, чтобы сопротивляться давлению пружины, посмотрите сами какой там рычаг. Красная зона возле пружины отвечает за поступление масла из корпуса насоса к лопастям.
Зелёная зона это путь движения масла до зоны сброса – узкой красной полоски. Дальше оно уходит в крышку и возвращается к точке назначения, обозначенной жёлтым иксом. Отсюда масло либо уходит в масляный фильтр, либо сбрасывается в поддон при избыточном давлении.
Режим низкого давления
По мере прогрева блок управления двигателем PCM подаёт сигнал на двухпозиционный соленоид, в результате чего обеспечивается дополнительный ток масла через верхнюю крышку. Отсюда оно по каналу попадает во вторую камеру, расположенную прямо над пружиной, что сдвигает подвижный элемент в нижнее положение.
Маркировка осталась прежней, обратите внимание как изменилась зелёная зона. Во-первых, лопасти стали короче и тут вступает в действие закон Бернулли. Чем меньше сечение, тем больше скорость, а чем больше скорость тем ниже давление. Если упростить, между сечением и давлением прямая зависимость.
Во-вторых, при высоком давлении всё масло уходило в двигатель, а при низком часть сбрасывается обратно через зону, отмеченную синим.
Крышка насоса
Крышка насоса не только закрывает подвижные элементы, но и участвует в движении масла.
Масло попадает через заборное отверстие (1) внутрь насоса, разгоняется лопастями и выдавливается в зону приёма (2), откуда через сообщающуюся камеру (3) поступает в целевую зону, обозначенную на прошлых фотографиях жёлтым иксом.
Зная как устроен насос, теперь не составит труда понять куда именно попадает масло даже при надетой крышке.
В ней, кстати, есть дополнительное отверстие, смещённое относительно вала.
Через него масло попадает на бронзовую втулку и за счёт центробежной силы распределяется по валу и бронзовой втулке, что препятствует износу элементов.
Подвижный элемент, привод и лопасти
Сам вал разделён на семь секций, в каждую из которых вставлена лопасть. Внутренней стороной они упираются в две шайбы, по одной сверху и снизу.
С лицевой стороны у вала отсутствует сегмент, что позволяет надёжно зафиксировать шестерню масляного насоса.
Без вала внутри корпуса просматриваются дополнительные каналы для забора масла со стороны пружины, да и сам насос выглядит чистым, в отличие от многострадального соленоида.
У подвижного элемента две приёмные зоны, сверху и снизу, и только одна отвечает за подачу масла.
По бокам со стороны соленоида в элементе есть две выемки, в которых прячутся уплотнители. Они препятствуют маслу перетекать из камер в общий круговорот смазки. Снаружи стоит бледно-оранжевая плоская пластина, изнутри её поджимает чёрный цилиндр.
Как видите, масляный насос Пентастар устроен достаточно просто и понятно.
В нём практически нет слабых мест, голая механика с лёгкой примесью электрики.
Ошибки по давлению масла
Есть всего семь ошибок по давлению масла, четыре из них связаны с датчиком давления на корпусе маслоохладителя, оставшиеся три относятся к насосу.
- P0520 – Oil Pressure Sensor Circuit. Фиксируется при включении зажигания, если до этого оно было выключено минимум три минуты. PCM получает с датчика либо значения ниже 0,29 В (меньше 0 кПа) или выше 0,78 В (больше 49 кПа).
- P0521 – Oil Pressure Sensor Perfomance. Ошибка производительности датчика давления. Появляется при несовпадении калиброванных значений с фактическими, при этом двигатель должен работать дольше 30 секунд при оборотах выше 1150.
- P0522 – Oil Pressure Sensor Circuit Low. Значения с датчика одну секунду были ниже 0,1-0,29 В (зависит от калибровки).
- P0523 – Oil Pressure Sensor Circuit High. Значения с датчика одну секунду были выше 4,96 В.
Весьма забавно, что в инструкции по поиску неисправностей приводятся иные данные по оборотам и допустимому давлению. Вот к чему приводит, когда разные разделы пишут не связанные между собой люди. Зато здесь удалось обнаружить, что рабочая температура соленоида может достигать 160°C, что закладывает огромный камень в фундамент перегрева.
Обороты | Давление |
---|---|
Холостые (750) | 80-160 кПа |
1000-2650 | 110-200 кПа |
свыше 2800 | 310-390 кПа |
- P06DA – Engine Oil Pressure Control Circuit. Обрыв питания на соленоид или его скоропостижная смерть.
- P06DD – Engine Oil Pressure Control Circuit Stuck Off. Соленоид залип во включенном состоянии, то есть насос работает в режиме низкого давления.
- P06DE – Engine Oil Pressure Control Circuit Stuck On. Соленоид залип в выключенном состоянии, то есть насос работает в режиме высокого давления. Может возникнуть при плохом контакте разъёма на соленоид.
При первых двух на приборной панели загорится Check Engine, а P06DD ещё и ограничит максимальное количества оборотов. Ехать можно, но нежно и недалеко.
Важно!
Хотелось бы заострить внимание на ошибке P06DD. Не взирая на то, что в названии есть слово Off, это не значит, что соленоид выключен. У Крайслера несколько кривая логика, которая и нас сперва ввела в заблуждение. Указанная ошибка возникает при температуре антифриза выше 15°C, масла – выше 20°C, обороты двигателя в пределах 1500-5000, при этом не должно быть ошибок по датчикам давления масла, положения коленвала и температуры антифриза. PCM снимает питания с соленоида, переводя насос в режим высокого давления.
Если после этого фактическое давление слишком низкое в течение 20 секунд, фиксируется ошибка P06DD, загорается Check Engine, а максимальные обороты двигателя снижаются до 3300, чтобы не допустить повреждения от недостаточного количества смазки.
Эта ошибка возникает достаточно часто и почти всегда приводит к замене насоса, однако есть ещё несколько не связанных с ним причин.
- Стоит некорректный или некачественный масляный фильтр.
- Повреждено уплотнительное кольцо на стыке маслозаборника и насоса.
- Пропускает клапан сброса избыточного давления.
- Течёт маслоохладитель в развале двигателя.
- Скрытые механические повреждения системы смазки.
- Открутились болты-заглушки масляных каналов под гидрокомпенсаторы.
Последний случай не такой уж и редкий, однако встречался только на ранних версиях мотора. В любом случае сначала нужно проводить комплексную диагностику и только потом принимать взвешенное решение.
Выводы
И вот тут напрашивается вопрос почему датчик давления масла можно поменять отдельно и он есть в каталоге Крайслера, а соленоид – нельзя, хотя все ошибки в системе связаны только с ним. Производитель предлагает только насос в сборе, что способно проделать дыру в бюджете. Фирма Standard выпустила соленоид с артикулом J53001. Его стоимость в Москве на конец июня 2020 года составила 5795 рублей, в Штатах под заказ лежит за 59 долларов на Rockauto. У нас было несколько успешных замен, но исключительно по инициативе владельцев, которые заранее брали все риски на себя.
Теоретически там больше нечему ломаться, однако за неделю до публикации статьи позвонили партнёры, у которых в системе при запуске был ноль и мотор нещадно грохотал. Мы пока не знаем чем закончится вскрытие, можно только предположить либо пробой заглушки канала подачи, либо залипший клапан сброса давления, из-за чего в колбе масляного фильтра сухо и тихо.
Сложностей в работе добавляет общая стоимость затрат. Одно дело поменять насос на поперечно расположенном двигателе, там вся чехарда только в демонтаже закисшего тройника выпускной системы. Чаще всего приходится призывать на помощь болгарку. При продольном расположении на Гранд Чероки приходится снимать передний редуктор и рулевую рейку, что подразумевает замену рабочей жидкости и последующий сход-развал. На общем фоне вмешательства стоимость насоса в сборе уже не кажется заоблачной, да и платить дважды мало кому захочется в случае неудачной замены одного соленоида.
Кстати о последнем. Уже после подготовки материала мы решили вскрыть соленоид и посмотреть как он устроен изнутри. Материала получилось так много, что мы его вынесли в отдельную статью, дабы не раздувать эту до бесконечности.
Парни скажите. Как поменять самому, без сервисного подъемника.
Ошибка засветилась, p066dd. Сбрасываю, но через час опять чек выходит.
Вообщем встрял, тут с этим головная боль.
Что вам мешает прочитать статью? В ней есть ответ почему появляется ошибка и есть ссылка на процесс демонтажа. Без подъёмника тут делать нечего.
Я прочитал. Думал поможете советом. Нет подъёмника. По фото, я могу снять малый поддон. Открутить сенсор, и поменять его на новый, обрезав провода, соединив термоконтакт. (это что бы не крутить насос целиком).
Добрый день. У меня гранд чероки 3.6 2013. Давление масла при 95 град. (масло) падает до 64 bar(kPa), а при вкл в режим D до 48 bar. при удержании на тормоза. При запуске на холодную около 700 bar. Нормально ли это? Недавно загорелась ошибка P06DD. Может ли в данной ситуации быть виновником датчик давления масла? Вскрыли, поменяли соленоид. Ошибка не ушла. Визуально насос в отличном состоянии. Спасибо за помощь.
Добрый день.
Ваша ошибка говорит о смерти насоса. Визуально проверять его бесполезно, ибо вы не знаете работает клапан сброса или нет. Тем не менее лучше сначала проверить датчик давления, вдруг он действительно чудит. Лучше сразу купить и поставить оригинальный, это будет дешевле и проще. Если давление не изменится, насос под замену. Ну и проверьте на всякий случай проводку. Вряд ли с ней будут проблемы, но раз в году и палка стреляет.
Добрый день!
Поменял масло в двигателе ( фильтр масляный в том числе). Перед заменой масла увидели подтеки масла вокруг теплообменника. На следующий день, после запуска двигателя, загорелся чек. Подключил сканер, выдало ошибку р0520. Посмотрел в меню показания давления масла, показания остановились на отметке 688. Пару дней не ездил на автомобиле, копался на форумах. Сегодня прокатился около 10 км. Показания давления масла были следующие: на месте в режиме Р — пока прогревалась, показания менялись в диапазоне практически от минимума до максимума, в движении показания были 200-350( при чем при оборотах двигателя выше 3500-4000 давление так же было не более 350), после остановки в режиме Р значение опять 688. Подключил опять сканер, кроме ошибки р0520, появилась ещё и р0521.
Добрый день, Андрей.
Ваша ошибка по датчику давления масла, из-за этого он может врать. Что касается течи, почитайте у нас на сайте про маслоохладитель, в статье расписаны причины течи и что с этим делать.
А у Jeep вообще что-то нормально работает?
2016, Rubicon, куплен Новым у официала, пробег на сегодня 30 тыс.. Слегка заточен на дальние дистанции, expedition. Колёса 35, raptor, бампера, лебёдка, пороги и прочие игрушки. Подвеска 3 дюйма from USA. Все с официалами. Ну и в дорогу, нечастую, не супер дальнюю и практически ровную. Скрипел и стучал он через 10 тыскм. Дальше больше.
Если вкратце, в ремонтном боксе он стоит чаще, чем ездит. Список болячек заслуживает отдельного душераздирающего поста . За 5 лет привезено лично из заштатных тюнинговых агентств десятки кг best made железа и вкопано очнемало денег с человеческим лицом. Но этот конь уж слишком привередливый. Напоминает военную технику, у которой жизнь должна быть яркой, героической, но не долгой .
У вас отличный слог, Александр. Не знаю как работает Джип, но Рубикон через два года гнил по петлям пяток двери, на что дилер развёл руками и отказал в гарантии. Их лучший ответ «Вот как будет сквозная, тогда и приходите. У вас семь лет с покупки».
Здравствуйте. Видимо, Вам попался такой экземпляр. У меня JK рубикон 2012г выпуск для внутреннего рынка США. На данный момент пробег 190000 км. Обслуживаю его по регламенту. За все время из не регламентных работ: одна замена всех стоек и втулок стабилизатора, шаровых опор и сайлен-тблоков подвесок. И один раз поменял ступичный подшипник, и то из за отказа работать внутреннего кольца абс. При этом эксплуатация 70% асфальт, 30% бездорожье, иногда жесткое. Машиной не нарадуюсь, даже обмен на JL не рассматриваю. Единственный негатив- это раз в год промывка радиатора отопления. Постоянно забивается водительский угол и перестает отапливать водительскую сторону. Так что как то так. Всем удачи и благополучия.
Денис, о нем легендарном и речь собственно. Я знал, что американцы гении маркетинга. Но чтоб настолько. Видимо желание рубить капусту с перманентной замены запчастей, пересилило желание производителя сделать нормальную машину. От Rubic остался только кубик, то есть внешний вид. На этом легенда умерла.
Вспоминаю свой Nissan Safari WRY60 TD42 1994 года все чаще и чаще. Хороший был старикашка. Нашим азиатским друзьям такая фантазия по менталитету недоступна., чтобы коренной сальник через 25 тыскм потек.
Подскажите пожалуйста. Сейчас ошибка P06DA. Авто dodge grand caravan. Может ли она быть связана с датчиком давления масла? Так как менял его совсем недавно.
Добрый вечер. У меня двигатель ПЕНТАСТАР 3.6 2012 года. Вопрос: Давление масла на холостых оборотах при температуре масла 80-90 градусов 88-106 кПа- это нормально? Ошибок никаких нет
У меня двигатель ПЕНТАСТАР 3.6 2012 года. Вопрос: Давление масла на холостых оборотах при температуре масла 80-90 градусов 88-106 кПа- это нормально? Ошибок никаких нет
Масло мопар MaxPro 5W-30, уровень норма, замена каждые 7-10 тыс. Менялось не давно. Это уже не первый год такое давление. Раньше просто не обращал внимания.
На холодном пуске 400-500 кПа при 15 градусов тепла и обороты около 2т. При быстром разгоне +-700 кПа
Я про давление на холостых 88-106 кПа- это нормально? Или пора насос менять? Как работает насос я знаю, не описано падение давления при росте температуры ОЖ и масла.