Испаритель кондиционера Додж Рам это потенциальный источник неприятного запаха для обычных людей и кашля для астматиков. Происходит это благодаря шубе из грязи, налипающей на вечно влажную поверхность радиатора. Увы, по-человечески промыть его не выйдет, для этого нужно разобрать весь салон до моторного щита. Добавьте к этому коррозию сот у возрастных машин. В результате получаем весьма редкую и при этом весьма затратную процедуру. Радует лишь то, что для этого не нужен подъёмник, только ровная поверхность и много пространства вокруг.
В первую очередь нужно подобраться к сервисным портам кондиционера и откачать хладагент R134a. Они расположены по обе стороны от корпуса воздушного фильтра. Для облегчения работы лучше снять его верхнюю часть.
Рядом с моторным щитом расположен порт низкого давления. Отличить его можно по толстой трубке, которая в документации фигурирует как Suction Line.
Второй порт находится возле правой фары. Трубка тонкая, она же Liquid Line. Рядом расположены датчик давления хладагента (вертикальная стрелка) и соединение магистралей с радиатором кондиционера (горизонтальная стрелка).
Подсоединяем установку и откачиваем фреон. На следующем этапе сливаем антифриз. Всё это нужно для того, чтобы можно было вытащить корпус отопителя, внутри которого прячутся оба радиатора климата – печка и испаритель. После этого подготавливаем «складские» поверхности, моем руки и обязательно делаем разминку, уделяя особое внимание пояснице.
Вы зря думаете, что это шутка. Нужно вытащить из салона практически всё от передних сидений до лобового стекла, при этом большинство разъёмов и соединений потребуют продвинутых асан из производственной йоги. Работа явно не для ревматиков.
Снимаем рулевую колонку в сборе вместе с рулём.
По последнему, кстати, можно понять привычки водителя. Производители давно усвоили, что люди не так часто держат руки на три и девять часов, поэтому основное управление свели к одному переключателю. Как видите, износ только слева и сверху, справа руль практически новый.
Разбираем пластик и подбираемся к приборной панели.
Однако её демонтаж можно считать мелочью на фоне извлечения центральной консоли из подлокотника и селектора АКПП.
Всё это мы делаем для того, чтобы снять «торпедо» в сборе. Самое муторное не отщёлкивание пластиковых заглушек, а работа с разъёмами. Нельзя пропустить ни один – потом устанешь восстанавливать.
Пикап для подобных операций практически идеален, снятые элементы можно складывать на застеленный кузов.
Дальше понадобится помощник, одному вытащить панель на металлическом каркасе не выйдет, зато распороть кресла или обшивку плёвое дело.
Нас интересует пластиковый корпус от центра автомобиля до правой стойки.
Это корпуса отопитель. Радиатор печки стоит ближе к середине, радиатор кондиционера смещён к пассажиру.
Отсоединяем вентилятор от корпуса печки, его стык хорошо виден левей заслонки рециркуляции. Внутри расположен испаритель кондиционера. Он обклеен со всех сторон уплотнителем, который выступает не только в роли демпфера, но и направляет весь поток воздуха через соты, препятствуя обходным манёврам.
С одной стороны он выглядит совершенно невинно, а вот с обратной это знатная смесь из грязи и масла. Не ясно что было первым: то ли обилие грязи вызвало коррозию, то ли свищ в сотах и подтекающее масло способствовали загрязнению. Дышать этим нет никакого желания. Ремонтировать старый радиатор не имеет смысла, только новый узел. Если решились на неоригинал, сравнивайте посадочные размеры до установки, порой они отличаются.
Торец, которым испаритель смотрит в сторону щита, оснащён двумя отверстиями разного сечения.
Ими испаритель стыкуется непосредственно с клапаном TRW без дополнительных трубок как у иных автомобилей Крайслера. Меньше стыков – меньше шансов на утечку.
Осталось собрать всё в обратной последовательности, подсоединить трубки, залить антифриз и подсоединить установку для вакуумации и заправки системы хладагентом.
Продлить жизнь испарителя можно за счёт периодической очистки пенным составом через слив. Это частично заберёт грязь и одновременно уберёт источник неприятного запаха. Помните, что подобные мероприятия эффективны только если вы проводите их регулярно с момента покупки каждые полгода. Если пять-семь лет ничего не делать, вместо пыли вы получаете внутри плотную корку грязи, с которой толком ничего и не сделаешь. В этом случае останется только скрестить пальцы и надеяться, что вас пронесёт.
Артикул оригинального испарителя кондиционера Додж Рам 68048899AA, стоимость на начало июня 2020 года 25 тысяч рублей под заказ с ожиданием в лучшем случае месяц. В качестве замены можно выбрать UAC EV939839PFC, GPD 4712014, Four Seasons 64029 или TYC 97301, однако их единственный плюс это цена, сроки такие же конские, особенно в свете изоляции. Если машина рабочая и вы планируете ездить на ней долго, лучше возьмите оригинал. Второй разбор салона перекроет всю экономию от дешёвой запчасти.