Джип, Крайслер, Додж

Двигатель Pentastar 3.6 VVL Grand Cherokee

Впускной рокер двигателя Pentastar 3.6 VVL

Двигатель Pentastar 3.6 существует в двух вариантах. С 2011 года мир увидел традиционный атмосферник с системой регулирования фаз газораспределения VVT (Variable Valve Timing), пять лет спустя мотор переработали и добавили на впуск систему VVL (Variable Valve Lift), которая позволяет изменять высоту подъёма клапана. Двигатель не считается чем-то новым, поэтому Крайслера всего лишь изменил маркировку с ERB на ERC и в комментариях написал UPG I, то есть первое обновление. Открытой статистики по нему мало, люди не успели ещё толком столкнуться с неисправностью, но один звоночек уже был.

  1. Управление VVL
  2. Смазка
  3. Рокер
  4. Гидрокомпенсатор
  5. Распредвал

Управление VVL

Если снять клапанную крышку, можно увидеть знакомые внутренности старого доброго Pentastar, но с отличиями в виде отверстий под управляющие клапаны. Их четыре штуки, по два на каждую головку блока цилиндров.

Правая головка блока цилиндров Pentastar 3.6 VVL

Правая головка блока цилиндров Pentastar 3.6 VVL

Передний соленоид вставляется через клапанную крышку между первым цилиндром в ряду и первой парой прижимных планок. Отвечает только за первый или второй цилиндр соответственно.

Место установки "переднего" клапана VVL

Место установки «переднего» клапана VVL

Задний соленоид вставляется в ГБЦ сбоку со стороны развала за впускным коллектором. Отвечает за третий и пятый или четвёртый и шестой цилиндры.

"Задний" клапан Pentastar VVL

«Задний» клапан Pentastar VVL

Система VVL изменяет высоту и продолжительность подъёма впускных клапанов, максимизируя эффективность и крутящий момент двигателя за счёт переключения между режимами High Lift и Low Lift.

  • Режим Low Lift. PCM включает соленоиды VVL, они открываются и масло поступает через каналы к рокерам. Масло под давлением от 20 psi отодвигает стопорные штифты во впускных рокерах, центр коромысла свободно перемещается вниз под давлением кулачка распредвала.
  • Режим High Lift. Рокер по умолчанию работает в этом режиме, давление масла отсутствует, соленоиды закрыты.

PCM проверяет цепи на соленоиды VVL на обрыв или короткое замыкание. Всё в порядке с проводами? Значит нужно проверить не застряли ли коромысла в режимах Low Lift или High Lift. PCM определяет это по прерывистому сигналу с датчика MAP, пропускам зажигания, детонации и системы контроля топлива в каждом цилиндре – Individual Cylinder Fuel Control или ICFC. Соответствующий коды неисправностей помогают отследить механическую неисправность соленоида или проблемы давления масла в одном или нескольких рокерах.

Если проблемы с рокером, PCM записывает данные для диагностики и пытается понять в каком из режимов он завис. Однако тут есть слабое место – блок стирает накопленные данные и не выдаёт ошибку если проблема не систематическая и сама уходит в процессе поездки. Возможно это одна из причин, почему у героя нашего обзора съело распредвал, а чек загорелся только в самый последний момент.

Смазка

Претерпела изменение и система смазки. В первой версии Pentastar рокер через форсунку на конце смазывал свой кулачок распредвала. Пролистайте вверх и ещё раз прочитайте режим работы High Lift. Это режим работы по умолчанию, масла в каналах нет.

Разные валы, разная система смазки

Разные валы, разная система смазки

Крайслер возложил обязанность смазывать кулачки на выпускные рокеры, снабдив их двойной форсункой.

Рокер на выпуске смазывает одновременно два вала

Рокер на выпуске смазывает одновременно два вала

Если присмотреться к форме распылителя, внешний более узкий, чтобы на выходе получить тонкую струю и высокую дальнобойность, а внутренний даёт конус, да и стрелять ему недалеко.

Форсунка на рокере распыляет масло в обе стороны

Форсунка на рокере распыляет масло в обе стороны

Система получилась очень нежной, поэтому выпускной рокер не продаётся отдельно и идёт в сборе с гидрокомпенастором под номером 68245463AA.

Рокер

Давайте теперь разберёмся как именно изменился рокер на впуске. Вместо ролика с игольчатым подшипником по центру расположено тело скольжения в виде «языка», а по бокам к корпусу приделаны два ролика весьма простой конструкции.

Впускной рокер двигателя Pentastar 3.6 VVL

Впускной рокер двигателя Pentastar 3.6 VVL

На внутренней поверхности расположен канал сброса масла от гидрокомпенастора. В теории через него можно смазывать противоположный вал, но уж слишком большое сечение. Нужно будет покрутить при случае и понаблюдать.

Внутренняя сторона рокера, смотрит на выпускной распредвал

Внутренняя сторона рокера, смотрит на выпускной распредвал

С внешней стороны находится ось вращения подвижного элемента, по которому скользит центральный кулачок распредвала.

Внешняя сторона рокера

Внешняя сторона рокера

В центре подвижного элемента выбран металл, что даёт ему возможность двигаться вверх и вниз, не упираясь в ось боковых роликов.

Боковые ролики нужны для режима Low Lift

Боковые ролики нужны для режима Low Lift

Давайте перевернём рокер и посмотрим на него снизу. Слева направо идут возвратная пружина (1), фиксатор, он же стопорный штифт (2) и посадочное место под гидрокомпенсатор (3).

Устройство впускного рокера Pentastar VVL

Устройство впускного рокера Pentastar VVL

Более наглядно в разрезе это выглядит следующим образом. Пусть английский вас не смущает, изображения достаточно для понимания.

Рокер Пентастар 3.6 VVL в разрезе

Рокер Пентастар 3.6 VVL в разрезе

Рокер продаётся под артикулом 05047896AD и это уже вторая ревизия на свежем двигателе. Попахивает повторением истории первого Pentastar, у которого только четвёртая ревизия получилась более-менее жизнеспособной.

Гидрокомпенсатор

Впускной гидрокомпенсатор идёт отдельно, артикул для заказа 05047883AB. Сразу видно, что узел сильно изменился, достаточно его покрутить.

Впускной гидрокомпенсатор Pentastar 3.6 VVL

Впускной гидрокомпенсатор Pentastar 3.6 VVL

Отверстий теперь шесть, расположены в два яруса. У нижней юбки два через каждые 180 градусов, у верхней – четыре через каждые 90.

Отверстий стало больше, находятся на разных уровнях

Отверстий стало больше, находятся на разных уровнях

Такое технологическое решение как раз вызвано разной высотой подъёма клапана.

Распредвал

Левый впускной распредвал идёт под номером 05047912AC, для правого нужно заказывать 05047913AB.

Впускной распредвал Pentastar 3.6 VVL

Впускной распредвал Pentastar 3.6 VVL

Отличительная особенность вала три кулачка на каждый клапан. Основной по-прежнему центральный, а боковые нужны только для режима Low Lift. На шероховатости боковых можно не обращать внимание, рваные внешние края не контактируют с роликами рокеров.

Боковые кулачки не требуют сверхобработки

Боковые кулачки не требуют сверхобработки

Вершины боковых кулачков смещены относительно центрального, да и профиль отличается.

Пики боковых кулачков смещены относительно центрального

Пики боковых кулачков смещены относительно центрального

Если сложить все элементы, пазл выглядит как на фотографии ниже. Причём есть один любопытный момент: рокеры стоят симметрично, а вот кулачки на впускных распредвалах – нет. Таким образом на одном валу первым приходит центральный кулачок, а на другом – боковые.

Положение рокера относительно кулачков распредвала

Положение рокера относительно кулачков распредвала

В режиме High Lift кулачок давит на застопоренный подвижный элемент, в результате чего мы получаем полный подъём клапана.

Режим High Lift, он же традиционный

Режим High Lift, он же традиционный

Как только открываются клапаны, масло по каналам проходит через гидрокомпенсатор и рокер, штифт втягивается в тело рокера и кулачок продавливает центральный элемент. Получаем частичный подъём клапана.

Режим Low Lift

Режим Low Lift

С точки зрения эффективности, экологичности и экономичности это шаг вперёд, однако не стоит забывать, что усложнение системы напрямую связано с увеличением неполадок. Вполне возможно двигатель получился надёжным, однако узнаем мы это только лет через пять, когда у машин будут внушительные пробеги. Крайслер, между прочим, не одинок своих попытках оптимизировать работу клапанов. Если вам интересны современны тенденции, почитайте про Variable Valve Duration от Hyundai. VVD регулирует длительность открытия клапанов. Весьма элегантное техническое решение.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Олег
Олег
7 месяцев назад

Через сколько тысяч км рекомендуете менять масло в таком двигателе?