Джип, Крайслер, Додж

Двигатель Джип Компас – скрытые проблемы

Вынимаем двигатель Джип Компас

Двигатель Джип Компас 2.4 с индексом ED3 зарекомендовал себя как надёжный агрегат, который способен разменять не одну сотню тысяч километров без капитального ремонта. При этом не замечен в хроническом масложоре, так что может смело носить звание рабочей лошадки. Увы, при должном уровне раздолбайства можно угробить что угодно.

Откручиваем переднюю крышку двигателя

Откручиваем переднюю крышку двигателя

Эта машина приехала к нам с перегревом, в результате чего пришлось снимать головку блока цилиндров и отправлять её к мотористам на опрессовку со шлифовкой поверхности. В таких случаях её обычно ведёт винтом, так что можно назвать это обязательной мерой подстраховки.

Снимаем поддон двигателя

Снимаем поддон двигателя

Мы тем временем проверяли больные места автомобиля, которые лучше сразу устранить, пока мотора нет на месте. Один из них это выпускной коллектор. У полноприводных двигателей он выполнен иначе и страдает намного реже, чем у монопривода, но после 6-8 лет эксплуатации в верхней части могут появиться трещины.

Отводим в сторону или снимаем навесное оборудование

Отводим в сторону или снимаем навесное оборудование

За термозащитами этого не видно, зато владелец очень хорошо чувствует прорыв выхлопных газов носом в салоне. В крайнем случае даже кислородные датчики начинают ругаться, выдавая ошибку по низкой эффективности катализатора, хотя с последним всё в порядке. В нашем случае всё хорошо, трещин нет. Если вы обнаружили у себя, их можно немного раскрыть и заварить прямо по месту.

Вынимаем двигатель Джип Компас

Вынимаем двигатель Джип Компас

Через время привозят головку блока, мол, тесты прошла успешно, плоскость отшлифовали, берите и не знайте бед. Берём новые болты, соединяющие головку с блоком. Крайслер пишет, что можно использовать и старые болты если резьба не потянута, но это вредный совет и следовать ему может выйти боком.

Проверяем состояние выпускного коллектора

Проверяем состояние выпускного коллектора

Болты ГБЦ нужно затягивать динамометрическим ключом в три этапа, а на четвёртом довернуть на определённый угол простым воротком. Моменты затяжек отличаются в зависимости от высоты шляпки. Для низкой схема 30, 61, 61 и 90 градусов, для высокой – 30, 73, 73 и 90 градусов.

Самое ценное складываем в багажник

Самое ценное складываем в багажник

Схема «момент-угол» позволяет не только полноценно усадить прокладку, но и перейти от упругой деформации к пластичной. За счёт этого разброс затяжки болтов составляет ± 10%, в то время как при закручивании исключительно моментом отклонение увеличивается до ± 30%. Само собой, что болты при этом необратимо деформируются, так что позиция Крайслера кажется странной.

Головка блока цилиндров Джип Компас

Головка блока цилиндров Джип Компас

И вот тут вся работа встала. Болты новые, а закручиваться не хотят – ключ не достигает нужного усилия. Это говорит о потянутой резьбе внутри блока. Приятного мало, значит нужно вынимать остатки двигателя и половинить его, чтобы можно было закрепить его в станке, рассверлить отверстие и восстановить резьбу. В сервисе таких условий нет, так что повезём к мотористам, которые на таких работах собаку съели.

Приходится разбирать блок цилиндров

Приходится разбирать блок цилиндров

Начинаем с нижней части, откручиваем масляный насос, после чего переходим к алюминиевому «поддону», который прикрывает шатуны, коленвал, шатуны и прижимные планки.

Откручиваем масляный насос

Откручиваем масляный насос

В процессе работы всегда руководствуемся двумя правилами: ищи непривычное и ставь метки. Инструкция чётко гласит, что ставить обратно все детали нужно ровно на те же места, на которых они стояли. Даже если они выглядят одинаково. При этом их нельзя переворачивать на 180 градусов, направление играет большую роль.

Откручиваем коренные шейки

Откручиваем коренные шейки

Сегодня механикам и мотористам работать намного проще, ибо под рукой есть телефон и всегда можно подстраховаться, однако классические методы никто не отменял. Сняли прижимную планку? Прикрепите к ней вкладыш резинкой. Болты сортируйте по месту крепления, не надо их сваливать в одну кучу.

Каждой шейке свой вкладыш

Каждой шейке свой вкладыш

И вот тут что-то начинает мозолить глаза, прямо как в советской классике «Говорят, царь — ненастоящий!». Смотрим ещё раз на шляпки болтов. На заводе ставят болты под внешний шестигранник с маркировкой b, 6 или М, что позволяет определить с каким моментом их закручивать, а тут безымянные герои под внутренний шестигранник. Непорядок!

Три типа болтов крепления коленвала

Три типа болтов крепления коленвала

Как показала практика, тщательный осмотр поверхностей и избыточная подозрительность позволяют творить чудеса и застраховаться от бесполезной работы. Внутри двигателя до нас были, причём основательно его разбирали и ремонтировали.

Снимаем шатуны с поршнями

Снимаем шатуны с поршнями

На поверхности поршня есть две стрелки. Нижнюю нарисовал наш механик в процессе разбора, а верхнюю, покрытую слоем масла, но хорошо просматриваемую под определённым углом, вывели предшественники. Если ещё покрутить поршень в руках и поиграть со светом, можно даже увидеть хорошо различимую тройку. Цифры «ставят», чтобы не перепутать узлы при сборке.

Двойная маркировка на поверхности поршня

Двойная маркировка на поверхности поршня

Включаем режим наблюдательности на максимум и вечер сразу перестаёт быть томным. Резьбы под прижимные планки шеек коленвала уже ремонтировали. Судя по характерному зелёному цвету вставок, это Helicoil – продукция компании Böllhoff. У них есть весьма продвинутые решения, можете почитать на досуге. Внизу на странице большое количество ссылок на техническую документацию.

Блок уже ремонтировали

Блок уже ремонтировали

Читаем инструкции Крайслера по этому поводу и сталкиваемся с очередным парадоксом. Старые болты ГБЦ использовать можно, а вот привести двигатель Джип Компас в чувство резьбовыми вставками нельзя. Причём в версии от 2008 года под запрет попадали только резьбы свечей зажигания и прижимных планок распредвалов, они же верхние постели, а в 2012 добавили планки коленвала и болты ГБЦ. Понятно-понятно, меняйте двигатель Джип Компас в сборе за очень много денег.

Резьбовые вставки Helicoil

Резьбовые вставки Helicoil

Увы, в нашем случае скорей всего так и придётся поступить, либо как минимум искать живой блок на разборке. Внутри уже были люди, как именно они восстановили резьбу на коленвал не ясно, меняли болты или поставили старые тоже не ясно, да и в целом подписываться под работой с таким количеством переменных сулит море проблем как для владельца, так и для нас.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.