АКПП Крайслер Пацифика бывает двух видов: классический автомат 9HP48, хорошо известная по Джип Чероки KL, и Si-EVT, что расшифровывается как Single Input – Electrically Variable Transmission. Последнюю ставят на гибридную версию обновлённой Пацифики с модельным индексом RU, сама коробка при этом заточена исключительно под передний привод, управление полностью электронное. Внутри стоят два электромотора и два смазочных насоса: один механический, второй электрический.
К её корпусу крепится инвертор Power Inverter Module (PIM), он преобразует ток от высоковольтного аккумулятора из постоянного в переменный. PIM работает и в обратную сторону для зарядки аккумулятора, в этом случае электромоторы выступают в качестве генераторов. Принцип работы моторов весьма прост. Переменный ток проходит через трёхфазные обмотки статора, создающееся магнитное поле заставляет вращаться ротор. Величина тока контролирует крутящий момент электромотора, частота трёхфазного тока определяет его скорость и вращение. Оба электромотора А и Б способны преобразовывать электрическую энергию в механическую и наоборот, при этом мотор Б считается основным, ибо именно он работает в связке с бензиновым двигателем. На схеме обозначен единицей, мотор А – двойкой.
Пройдёмся по некоторым элементам системы. PIM подключен и к низковольтной, и к высоковольтной части автомобиля. Внутри него стоят два гибридных процессора управления Hybrid Control Processor (HCP), вспомогательный и основной. Последний выполняет роль шлюза e-Powertrain. PIM управляет всеми силовыми агрегатами и обменивается данными с основными контроллерами автомобиля. Стоит на коробке передач, обслуживается отдельно от неё.
Электронный селектор, он же E-Shifter, стоит на центральной консоли под воздуховодами, работает в паре с Electronic Shift Module (ESM). ESM обменивается данными по шине CAN-C, а также по шине EPT-CAN с PIM для выбора нужной передачи. Привычного тросового соединения с коробкой нет. В остальном всё как обычно: включаете зажигание, нажимаете педаль тормоза и выбираете один из режимов PRND. По умолчанию коробка заблокирована Brake Transmission Shift Interlock (BTSI) и не выйдет из этого состояния, пока PIM не получит добро от электрического усилителя тормозов Brake Electric Boost (BEB) Module.
Электромоторы работают в одном из трёх режимов.
- Электротяга. При движении вперёд, мотор Б напрямую соединён с дифференциалом через раздаточную шестерню, ему помогает мотор А, передавая крутящий момент через планетарную передачу с разделением мощности.
- Электрореверс. Гибридная Пацифика PHEV не использует ДВС для заднего хода, мотор Б просто вращает дифференциал в обратную сторону.
- Гибридный. Крутящий момент от ДВС идёт на дифференциал, помогая мотору Б. Мотор А при этом «удерживает» солнечную шестерню, вращая её контролируемым образом. Это помогает достичь оптимальной эффективности в движении и поддерживать температуру ДВС в рабочем диапазоне. Действуя как генератор для высоковольтного аккумулятора, мотор А управляет планетарной передачей, чтобы крутящий момент двигателя передавался на колеса, при этом большую часть генерируемого использует для своей работы мотор Б.
Всё это добро в процессе работы неприлично греется, поэтому под капотом вы обнаружите сразу три бачка. На каждом из них будет наклейка со стандартом Крайслера MS-12106, продаётся под артикулом 68163848AB, хотя в документации дилера почему-то прописан MS.90032, который днём с огнём не сыщешь.
Давайте рассмотрим за что отвечает каждый бачок. Вплотную возле правого крыла находится охлаждение аккумулятора (4,0 л), ближе к центру – охлаждение двигателя (13,8 л), возле правой фары – охлаждение силовой электроники (3,5 л).
Если вдруг с вашей машиной что-то случилось и её нужно отогнать в сервис, воспользуйтесь полноценным бортовым эвакуатором. АКПП Крайслер Пацифика способна переварить буксировку, но с соблюдением ряда условий.
- Передняя ось не должна касаться земли. Она либо висит в воздухе, либо колёса стоят на специальных тележках.
- Коробка переведена в нейтралку.
- Отключен стояночный тормоз. Причём его нужно принудительно отключить в меню, ибо у Пацифики есть функция автопостановки на ручник при открытии водительской двери если включено зажигание, АКПП не в паркинге и педаль тормоза отпущена.
Коробка заправлена рабочей жидкостью на весь срок службы, нет ни заливной горловины, ни щупа, тем не менее в документации предусмотрен способ проверки уровня. Делают это только при следах течи масла или проблемах с переключением передач.
Машину загоняют на подъёмник, глушат и дают постоять 15 минут. На момент проверки температура жидкости должна быть в диапазоне от 30 до 70 градусов.
Откручиваем заливную пробку и вставляем туда щуп 2045600210, чтобы выступ смотрел на 12 часов. Масло должно быть строго на серой отметке. Одно деление на щупе это 100 миллилитров, что сильно облегчает процесс доливки. Самое интересное, что АКПП работает на масле ZF для 8 и 9 ступенчатых трансмиссий, оригинальный артикул 68218925AA. Общий объём 5 литров. Фильтр интегрирован в коробку и поменять его можно только сняв и располовинив её.
Насколько АКПП Крайслер Пацифика получилась надёжной и долгоиграющей покажет только время. Увы, под нашим контролем всего несколько подобных автомобилей, так что полноценная статистика появится не скоро.