Простой круиз-контроль
В стандартный круиз-контроль Гранд Чероки входят следующие элементы.
- Блок АБС. Состоит из электронной части ABM (Antilock Brake Module) и гидравлической HCU (Hydraulic Control Unit). ABM дополнительно фигурирует в документации как CAB (Controller Antilock Brake) или ESC (Electronic Stability Control).
- Датчик педали тормоза.
- Приборная панель. Она же EMIC (ElectroMechanical Instrument Cluster) и CCN (Cab Compartment Node). На неё выводится индикация работы круиз-контроля.
- Блок управления двигателем. PCM (Powertrain Control Module) на уровне железа и ПО отслеживает все входящие и выходящие данные, связанные со скоростью автомобиля.
- Переключатель круиз-контроля. Блок из четырёх кнопок, расположен на правой спице рулевого колеса.
- Блок рулевого управления. SCM (Steering Control Module) интегрирован в SCCM (Steering Column Control Module), расположен сразу под рулём.
- Датчики АБС. Они же датчики скорости или вращения колеса. Установлены в каждом кулаке.
Система распознаёт какую кнопку на блоке круиза нажал водитель по её сопротивлению. SCM считывает значение по LIN, после чего по CAN передаёт данные в PCM. Последний проверяет состояние всех элементов и только в случае положительного ответа даёт разрешение на работу круиза. Если хотя бы один элемент «отвалится», система зафиксирует ошибку, а на приборной панели загорится соответствующая индикация. Среди них датчики дроссельной заслонки, педалей газа и тормоза, катушки, форсунки, система турбонаддува и ряд других.
Адаптивный круиз-контроль
Адаптивный круиз-контроль отличается от обыкновенного дополнительными элементами.
- Блок адаптивного круиз-контроля ASCM (Adaptive Speed Control Module), он же Adaptive Cruise Control (ACC) или радиолокационный датчик/модуль. Находится на переднем бампере, крепится под усилителем.
- Информационная панель. EVIC (Electronic Vehicle Information Center) это часть приборной панели, при помощи которой водитель настраивает круиз и получает предупреждения от системы предотвращения лобовых столкновений FCW (Forward Collision Warning).
- Камера. FFC (Forward Facing Camera) расположена внутри комбинированного зеркала заднего вида CRVMM (Combined Rear View Mirror Module). Дублирующая система, которая повышает точность работы ACC.
Микроконтроллер в модуле ACC содержит логические схемы и управляет многими функциями адаптивной системы. В то же время это радар (Radio Detection And Ranging), который передаёт пакеты электромагнитных сигналов с рабочей частотой 77 гигагерц. Сигналы рассеиваются при столкновении с объектами, меняется их сила и частота. Антенна модуля ACC принимает и интерпретирует возвращенные сигналы, на основании чего просчитывает расположение объектов на пути автомобиля, а также их скорость и направление. Логика обрабатывает данные и даёт обратную связь для поддержания заданного режима движения.
Система адаптивного круиз-контроля (ACC) лежит в основе всего, однако не идеальна и имеет ряд особенностей.
- Не реагирует на пешеходов, встречные машины и стационарные объекты (например, припаркованные автомобили).
- Не принимает во внимание погоду, движение и дорожные условия, работа ограничена при неблагоприятных условиях видимости.
- Не всегда полностью распознает сложные условия вождения, что приводит к неправильным или пропущенным предупреждениям о расстоянии.
- Sales Code NH1 — система ACC отключится, как только скорость автомобиля снизится до 24 километров в час.
- Sales Code NH3 — автомобиль полностью остановится на 2 секунды, следуя за целевой машиной. Если целевая машина не тронется в течение двух секунд, прозвучит звуковой сигнал, ACC отобразит сообщение о том, что система отпустила тормоза и вы должны нажать их самостоятельно.
Начнём разбор полётов с ACC, он является основным компонентом функции предупреждения о столкновении FCW. Сам датчик герметичен, однако спереди он прикрыт пластиковым корпусом, чтобы защитить квадратное зеркало в верхнем углу. Его используют для калибровки в процессе изготовления. Внутри ACC есть датчик температуры и нагревательный элемент, которые защищают купол радара от запотевания и обледенения. Это позволяет сохранить корректный уровень приёма отражённых сигналов. Артикул для заказа 56038911AH или 68137576AC, однако его нужно проверять по VIN. И лучше бы он вам не пригодился, стоимость нового зашкаливает.
Адаптивный круиз-контроль Гранд Чероки работает плюс-минус одинаково на машинах после 2011 года, поэтому указанные в статье данные актуальны для Додж Дюранго (WD), Додж Чарджер (LD), Крайслер 300 (LX) и Додж Челленджер (LA). На примере последнего и разберём его устройство.
Одна неподвижная шариковая шпилька (4) и две регулируемые шариковые (3) фиксируют корпус датчика в трёх литых пластиковых шарнирных гнёздах внутри монтажного кронштейна, которые производитель рекомендует менять при каждом снятии датчика с кронштейна. Датчик поворачивается на неподвижной шпильке, а регулируемые позволяют выравнять датчик по вертикали. Горизонтальное выравнивание выполняется электронно при помощи сканера и десятиминутной поездки с постоянной заданной скоростью. Юстируется после каждого демонтажа или при соответствующих кодах неисправности.
Для начала находим ровную поверхность без перекосов, в нашем случае это выставленный по уровню подъёмник для сход-развала. Выравниваем давление в шинах, внутри автомобиля не должно быть груза, влияющего на положение кузова. Трижды раскачиваем машину в стороны, трижды нагружаем переднюю и заднюю подвеску, после чего проверяем просадку. Если всё здорово, идём дальше.
Модуль нужно выставить максимально близко к центральной линии. В нашем случае видно, что он смещён в сторону водителя.
Сам радар спрятан за пластиковой заглушкой, которая прикрывает резьбу регулировочных шпилек и зеркало для заводской калибровки узла.
Основные фиксаторы находятся по бокам и смотрят защёлками вверх.
Протираем линзу начисто, после чего вооружаемся специальным инструментом Miller 10243.
Громкое, конечно, название «специальный инструмент», особенно если критично оценить стоимость его производства и создания.
Шутка ли отдать 500 долларов за кусок пластика, три сменных присоски, пузырьковый уровень и ключ. И ведь ничего технологичного в нём нет.
В передней части между направляющими находится присоска, которую не помешает смазать для лучшего контакта.
Сзади прячется кнопка снятия, сверху стоит уровень. С вас полтысячи, распишитесь и получите.
Осталось прицепить всё это на машину и выставить вертикаль по уровню.
Как вы помните, инструкция говорит про две регулируемые шпильки и одну неподвижную, но это не всегда так. В нашем случае все три можно крутить, что позволяет предварительно выставить и горизонтальный уровень. Угол обзора модуля всего 40 градусов, нужно их использовать полностью, а не стрелять на обочину или встречку.
Собираем всё, подкидываем сканер, запускаем процедуру обучения и следуем инструкция на экране. По факту это поездка по дороге с читаемой разметкой на определённой скорости.
ACC+
Связку из ACC и FFC (Forward Facing Camera) называют системой ACC+. FFC это автономная монокулярная камера, установленная в корпусе комбинированного зеркала заднего вида CRVMM (Combined Rear View Mirror Module), которая захватывает и обрабатывает видеоизображение. От неё зависят следующие функции.
- Автоматический дальний свет. AHBC (Automatic High Beam Control) автоматически управляет дальним светом фар автомобиля в зависимости от условий окружающей среды: отключает при встречном движении, высоком уровне фонового света, в городе, в сумерках, тумане или при низкой скорости движения.
- Предупреждение столкновений. FCW+ (Forward Collision Warning Plus) в сочетании с радаром определяет приближение к другой машине или слишком большому препятствию на пути, в результате чего предупреждает водителя, помогает избежать или уменьшает последствия аварии. Водитель может регулировать чувствительность или выключать выключать помощь при торможении через магнитолу.
- Обнаружение объектов. FFC выступает в качестве вторичного радара для системы ACC. Отслеживает окружающую среду, объекты и полосы движения, отсеивает избыточную информацию с помощью радара ACC для проверки точного обнаружения.
Используя кнопку MODE на блоке кнопок круиз-контроля, водитель выбирает либо обычный, либо адаптивный режим. Во втором случае кнопка DISTANCE позволяет выбрать одну из трёх настроек в одну, полторы или две секунды. Эти время в секундах до впереди идущего автомобиля. Камера предоставляет радару дополнительную информацию об объекте и окружающей среде для принятия решений. Если показания между FFC и радаром ACC не совпадают, система отключится. Камера и кронштейн не подлежат регулировке или ремонту, артикулы для Гранд Чероки 68231908AB и 68141576AG. Стоимость новых на момент публикации от тысячи долларов под заказ.
Калибровку FFC выполняют если меняли лобовое стекло, снимали FFC с кронштейна или автомобиль приехал с ошибками системы предупреждения о выходе из полосы движения (LDW). Для этого нужно подключить сканер, запустить функцию настройки и следовать инструкция на экране. Машина должна двигаться со скоростью 65 километров в час по максимально прямой дороге. Для успешного завершения по обе стороны должна быть читаемая разметка (сплошная или прерывистая) и минимум десять минут времени. По факту занимает ближе к получасу.
Кнопки управления
Кнопки управления круизом объединены в единый блок. Он бывает двух видов: пять кнопок для классического варианта 68159638AC и восемь для адаптивного 68159640AC. На каждую кнопку белой краской нанесены либо символ из ICDS (International Control and Display Symbol), либо надпись, однозначно трактующие её назначение.
- On/Off включает или выключает круиз, стирает из памяти предыдущие настройки.
- Resume восстанавливает ранее установленную скорость.
- Cancel отменяет последние настройки, но не выключает систему и не стирает сохранённую заданную скорость.
- Set/- запоминает текущую скорость, позволяет установить скорость движения ниже текущей на круизе.
- Set/+ запоминает текущую скорость, позволяет установить скорость движения выше текущей на круизе.
Кнопки увеличения и уменьшения скорости для машин европейского рынка работают с шагом в 1 и 10 километров в час. Величина зависит от длительности нажатия. У американского рынка значения составляют 1 и 5 миль в час.
Для варианта с ACC снизу вместо заглушек появляются дополнительные кнопки.
- Mode переключает режимы между классическим и адаптивным круизом.
- Кнопки расстояния задают расстояние в секундах до следующего автомобиля.
Более подробную информацию можно найти в руководстве по эксплуатации.
Полезный совет
Если вам приспичило залезть куда-то в грязь, советуем снять радар, чтобы потом не кусать себе локти. В этой процедуре есть нюанс. Откручивать нужно кронштейн в сборе с радаром, не затрагивая регулировочные болты. Таким образом вы сэкономите не только регулировке, но и на клипсах болтов 68085813AA, которые в лучшем случае обойдутся в 600 рублей за каждую и месяц ожидания.